Чем отличается эпатаж от художественного высказывания?

ЛизаКультура

Вызов брошен

Чем отличается эпатаж от художественного высказывания? Первый не имеет отношения к искусству, его цель – лишь привлечение внимания. Поговорили с людьми, которые своими арт-работами бросают вызов обыденной реальности и меняют жизнь целых районов. Как расшевелить публику, как преодолеть стеснительность? Рассказывают сами перформеры.

Закрытие границ – еще не повод лишать себя отдыха. Если очень захотеть, пляж можно устроить прямо у себя «на районе».

История 1

  • Ольга Цветкова, хореограф, перформер, куратор фонда V-A-C
  • Татьяна Подкорытова, заслуженный сотрудник музеев Москвы
  • Яна Исаенко, режиссер-документалист

Это трио уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе Алтуфьево, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая. Итак, с чего же все началось, а главное – для чего?

ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло – повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста – и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди – Питер и Афины.

ТАТЬЯНА: Перформанс для меня – зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил – давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В Алтуфьево мы удачно преодолели все эти стадии – я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.

ЯНА: Мне нравится вылавливать из реальности кадры, которые немного отслоились от нее и превратились в художественное кино. Во время кочевничества по московским задворкам я окончательного стала певцом района. Люди в шубах, глядящие вдаль через театральные бинокли посреди улицы; множество целлофановых пакетов, которые почему-то всегда летят вверх; ботинки и кефир, потерявшие человека... – я обнаружила в себе физическую потребность подмечать такие вещи, время от времени впрыгивать в эту шифт-вселенную, бегать по ней, быть ее частью. Эти прыжки высвобождают что-то, что позволяет потом яснее видеть мир через объектив.

О перформансе «Алтуфьево»

Все началось с того, что мы заселились в прежде уже известную своим маргинальным прошлым квартиру в этом районе. До нас в ней размещалось и процветало арт-объединение «Вверх» и галерея современного искусства Brown Stripe. Но в отличие от ее создателей мы стали выгуливать свое искусство вовне – хотелось продлить свои художественные практики во двор, за продуктовый магазин и дальше до самого леса. Розовый фламинго и девушка, сидящая на нем, – это наше первое приветствие району, знак приближающегося новоселья, радостный крик, обращенный к соседним подъездам. С их посетителями мы подружились немедленно и выложили материалы в социальные сети.

Проект «Театр спускается в метро».

«Алтуфьево» – это перформанс, расшатывающий повседневность. Когда человек идет в театр, он соглашается на определенный контракт (покупка билета, время, проведенное в зале, метафоричность происходящего). Алтуфьево освобождает от всего этого и дает возможность каждому жителю района встретиться с неизвестным один на один. Он выходит из подъезда с собакой и тут же сталкивается со сбоем в реальности. Перед ним – надутый бассейн, в нем красиво сидят девушки в купальниках и с шампанским. Вроде бы все как обычно, но реальность съехала. Нас интересует вот это конкретное пространство сдвига, внутри которого случайно оказывается со своим переживанием житель Алтуфьево и его собака.

О реакции публики

Она неизменно радует. Кто-то подходил знакомиться, другие кричали и махали нам руками из окон, один мужчина спустился и подарил апельсин. В целом реакция очень доброжелательная и вдохновляющая. Консьерж Эдик стал нашим штатным фотографом. Каждый раз, когда мы спускались на очередную акцию, он радостно выбегал и предлагал свою помощь. Все продолжалось до того момента, пока к нам домой не пришел участковый вместе с еще одним полицейским. Видимо, все же нашелся в доме человек, страшно испугавшийся привидений на самокатах, снежной йоги или надувного бассейна. Сейчас мы работаем над официальными документами, поэтому на какое-то время пришлось переехать в лес, что однако позволило нам переключиться на огненные шествия, ритуальные костры и романтичные фотосессии в местном болоте.

Снежная йога, родившаяся в Алтуфьево, со временем перекочевала в его «филиал» – Северное Бутово.

В принципе, нам все идут навстречу: директор магазина разрешает танцевать прямо в зале, переживает, не помешают ли нам ящики с картошкой. Парни из Северного Бутово, вдохновившись, организовали у себя филиал «Алтуфьево». Британская и американская компании не могут договориться, кому будут принадлежать права на одно из наших видео. Музеи приглашают «Алтуфьево» в свои галереи. Московское метро уже выступило в роли работодателя для небольшого оркестра привидений, которым дирижировал современный академический композитор из Ростова Антон Светличный. Любая свежая мысль рано или поздно привлечет к себе внимание и расчистит себе дорогу. Как преодолевается неловкость и зависимость от чужого мнения? Это дело практики. Чаще прыгайте через порог своего дома, сжигайте ненужную мебель, танцуйте на кухне, ставьте будильник и смейтесь без остановки от 5 до 10 минут. Живите!

Соседний магазин оказался дружелюбен к перформерам и их танцам среди коробок с овощами и фруктами.

О планах

Мы бодро преодолели фазу «три девчонки в купальниках» и идем дальше, оставаясь верными смеху, романтике и задворкам. Сейчас готовим перформанс «Зимний оркестр»: музыканты будут лежать в грязи у магазина и играть безумно пронзительную музыку (определяемся с композитором). Дирижер будет сидеть на дереве вместе с видеооператором. Все это будет спонтанно. И как обычно, исключительно для жителей Алтуфьево.

Жизнь в искусстве. Ольга Цветкова (на фото внизу – справа) курирует программы cовременного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который откроется в этом году в Москве на Болотной набережной. Познакомиться с работами хореографов смогут все желающие, вход будет бесплатным. Подробности: @2ges2 и @vacfoundation.

История 2

  • Татьяна Чижикова, хореограф, куратор

Вклубе на территории завода собрались зрители. На ринг выходит Татьяна, и начинается действо под названием «Ударница», смесь театра, танца и оглушительных звуков, выдержать которые способно не каждое ухо.

«Современным танцем я занимаюсь давно, а вот смелым чистым перформансом – лет пять. Идея «Ударницы» родилась из самой жизни. В определенный момент я испытывала чувство невыносимости, не знала, как с ним быть. И я обратилась к драматургу Анне Семеновой-Ганц, потому что почувствовала: единственный вариант что-то сделать с этим ощущением – превратить его в художественное высказывание. В Ане все это откликнулось, и мы начали «штормить». Устроили лабораторию, пригласили художников и начали исследовать чувства: невыносимость, ярость, агрессию. Мы искали животное в человеке, которое рвется наружу, но ему нельзя.

О терапии

Да, она есть, но она не главная цель. Чувства никуда не уходят, пока ты живой. Сегодня у тебя одна невыносимость, завтра – другая. И ты не всегда распознаешь ее причины. В каждом теле намешано много памяти: мы – не только наши родители и бабушки с дедушками, но и давние предки, и не ясно, что и когда в нас «выстреливает».

О реакции зала

Я не всегда замечаю, что происходит с публикой, поскольку сосредоточена на процессе. Но могу сказать, что, например, немцы совсем иначе воспринимали «Ударницу», чем русские. В звуке есть высокие частоты, и зрители в Германии закрывали уши, не могли терпеть это на физическом уровне. На Урале меня просили «навалить погромче», хотели, чтобы этим звуком продирало насквозь. В другом моем перформансе, «Градостроительство», зрители – движущая сила происходящего, и вот один из них на каком-то из показов вдруг встал на стул и начал раздеваться. Мы с замиранием наблюдали за тем, избавится ли он от всей одежды, но он все-таки остановился.

Перформанс «Ударница» исследует природу эмоций.

О неловкости

Тут есть всего два варианта – либо делать, либо нет. Если намерение сильное, надо пробовать. Я достаточно стеснительный человек, и зажимы у меня есть, как и у всех. Но с опытом это перестает быть препятствием. Сомневаться, стесняться, бояться – нормальная часть работы. Более того, от лоснящихся жизненных условий, комфортных чувств и абсолютного отсутствия сомнений художественные акты не рождаются, мне кажется. А с другой стороны, к тому, что ты делаешь, не стоит относиться слишком серьезно. Это точно не хрустальная ваза.

О планах

Сейчас вместе с Анной готовим работу «Общество балета», где балет для нас – зеркало системы иерархии и тоталитаризма. Планируем его деконструировать. Премьера состоится в июне в Гамбурге».

История 3

  • Валентина Луценко, художник, искусствовед, хореограф

Главный смысл своей деятельности она видит в утверждении связей. «Меня интересовало сразу всё: теории, практики, искусства, науки, религии. Я не могла выбрать и занималась многим. К 2015-му остановилась на современных формах танца и перформативных практиках, именно здесь оказалось возможно удерживать вместе разное».

Об обратной связи и чувствах

«Ничего провокативного я не делаю, но некоторые вещи и правда выглядят со стороны непривычно. Надеюсь, людей интересует познание, развитие, и перформанс – как раз то, что может им это дать. Я довольно робкий, возмутимый, восприимчивый, чувствительный человек. Но эта восприимчивость как раз и ценна. Ведь дело не в том, что все мы должны бегать «раскованными» по улицам, хочется исследовать совсем другое – какие механизмы могут нам помочь быть в том числе слабыми, уязвимыми и при этом не быть друг для друга опасными. Один мой друг как-то сказал, что заботится о других, поскольку ему кажется, что все такие же беспомощные, как и он. И это при том, что он взрослый человек, известный художник, глава семьи. Мне кажется, такой взгляд очень важен.

О планах

Вместе с режиссером Антоном Морозовым собираемся провести в Петербурге что-то вроде курсов повышения квалификации или городского творческого лагеря для людей старшего возраста (60+), а затем собрать результаты занятий в перформанс и показать его на городской набережной».

Фото: Яна Исаенко/архив пресс-служб; Яна Горбачева, Егор Рогалев/архив пресс-служб

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сандра О: «Почему бы вам не?..» Сандра О: «Почему бы вам не?..»

Актриса Сандра О рассказала, как разнообразить свою жизнь

Harper's Bazaar
Подвести черту Подвести черту

Что облегчает процесс расставания и помогает перевернуть страницу?

Psychologies
Реальный демон Максвелла стал в десять раз мощнее Реальный демон Максвелла стал в десять раз мощнее

Мощность и скорость работы информационного двигателя

N+1
Красное море оказалось зрелым океаном Красное море оказалось зрелым океаном

Ученые удревнили возраст океанической коры Красного моря в два раза

N+1
Любимая стрекоза Сталина: трагическая судьба балерины Ольги Лепешинской Любимая стрекоза Сталина: трагическая судьба балерины Ольги Лепешинской

Судьба знаменитой балерины Ольги Лепешинской полна разными событиями

Cosmopolitan
7 фраз, которыми нельзя утешить человека 7 фраз, которыми нельзя утешить человека

Рассказываем, что не стоит говорить человеку, которому сейчас плохо

Psychologies
Глава WeWork заявил, что удалёнка нравится тем, кто мало вовлечен в работу. Его осудили за категоричность и предвзятость Глава WeWork заявил, что удалёнка нравится тем, кто мало вовлечен в работу. Его осудили за категоричность и предвзятость

Глава WeWork заявил, что удалёнка нравится лишь менее вовлечённым сотрудникам

Inc.
Если либидо заснуло… Если либидо заснуло…

Что делать, если желание куда-то исчезло?

Лиза
Ты стал другим Ты стал другим

Можно ли заставить партнера измениться?

Cosmopolitan
Как восстановить доступ к аккаунту Google Как восстановить доступ к аккаунту Google

Что делать, если вы забыли пароль к учетке Google?

CHIP
«Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного «Мы с Олегом ругаемся!»: Анастасия Волочкова впервые показала возлюбленного

Анастасия Волочкова рассказала об отношениях с бойфрендом

Cosmopolitan
Я помню Я помню

У каждой семьи свои истории и «знаки войны». Мы тоже решили поделиться своими

Seasons of life
Не пей из них: банки из-под газировки могут быть опаснее газировки Не пей из них: банки из-под газировки могут быть опаснее газировки

Безопасна ли упаковка в виде алюминиевых банок с точки зрения здоровья?

Cosmopolitan
«Цилокар»: все о новом летающем автомобиле из России «Цилокар»: все о новом летающем автомобиле из России

В России запустили проект необычного транспортного средства

РБК
NASA показало Юпитер в трёх разных cветовых диапазонах NASA показало Юпитер в трёх разных cветовых диапазонах

Снимки Юпитера в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах света

Популярная механика
Дэйн ДеХаан рассказал GQ о самом мрачном сериале сезона по роману Стивена Кинга Дэйн ДеХаан рассказал GQ о самом мрачном сериале сезона по роману Стивена Кинга

Дэйн ДеХаан — о сериале «История Лизи» по бестселлеру Стивена Кинга

GQ
Орнитологи призвали запретить ветеринарный диклофенак в Европе ради спасения грифов Орнитологи призвали запретить ветеринарный диклофенак в Европе ради спасения грифов

Препарат диклофенак смертельно опасен для грифов и других пернатых падальщиков

N+1
На все четыре: что такое муфта Haldex и как она эволюционировала На все четыре: что такое муфта Haldex и как она эволюционировала

Как развивалась муфта Haldex, к чему пришла и по какому принципу действует?

Популярная механика
«Муж работает, жена красивая»: как мужчины учат нас жить и зачем им это нужно «Муж работает, жена красивая»: как мужчины учат нас жить и зачем им это нужно

«Кодекс Тарасовых» — правила, по которым живут Дмитрий Тарасов и его супруга

Cosmopolitan
От Памелы Андерсон до леди Ди: гениальные перевоплощения актрис в звезд прошлого От Памелы Андерсон до леди Ди: гениальные перевоплощения актрис в звезд прошлого

Перевоплощения актрис в звезд прошлого

Cosmopolitan
«Анастасия чудовищно врет!»: эксперт по лжи разоблачила «любовь» Макеевой «Анастасия чудовищно врет!»: эксперт по лжи разоблачила «любовь» Макеевой

Роман Анастасии Макеевой со строителем из Словении спровоцировал громкий скандал

Cosmopolitan
За два часа российский квантовый симулятор решил задачу, на которую ушла неделя работы мощного вычислительного кластера За два часа российский квантовый симулятор решил задачу, на которую ушла неделя работы мощного вычислительного кластера

Квантовый компьютер создал сложную симуляцию за фантастически короткое время

Популярная механика
10 тюремных лайфхаков, применимых в быту 10 тюремных лайфхаков, применимых в быту

Настоящие олдскульные образцы тюремной смекалки

Maxim
Жизнь и творчество Эдварда Мунка — в новой биографии художника. Публикуем фрагмент книги новержской писательницы Атле Нэсс Жизнь и творчество Эдварда Мунка — в новой биографии художника. Публикуем фрагмент книги новержской писательницы Атле Нэсс

Отрывок из книги Атле Нэсс "Эдвард Мунк. Биография художника"

Esquire
Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать

Как покупать жилье в Турции, чтобы заработать?

Forbes
Системы водяного охлаждения: зачем они нужны и насколько дороги? Системы водяного охлаждения: зачем они нужны и насколько дороги?

Системы жидкостного охлаждения - лучший способ охладить процессор

CHIP
Вкус цвета и аромата Вкус цвета и аромата

Гастроботаника — отличный пример сочетания теории и практики

Bones
Обмену не подлежит? Обмену не подлежит?

Может ли косметика переставать действовать?

Лиза
На месте первого испытания атомной бомбы нашли новый квазикристалл На месте первого испытания атомной бомбы нашли новый квазикристалл

Ученые обнаружили самый старый квазикристалл антропогенного происхождения

N+1
Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать Психология бедности: 5 установок, которые мешают хорошо зарабатывать

Почему одни люди богаты, а другие считают мелочь в кошельке?

Cosmopolitan
Открыть в приложении