Стюардессы – о плюсах и минусах своей профессии

ЛизаБизнес

Стюардесса

Специальный проект «Секреты профессии».

Текст: Махаббат Сердалина

Как устроена внутренняя кухня тех или иных профессиональных сфер? Об этом – в серии летних номеров «Лизы». Вслед за рассказом об архитекторах, телеведущих, рестораторах и блогерах в фокусе внимания – бортпроводники: как ими становятся, в каких регионах России за эту работу платят больше всего, какие необычные истории подчас происходят на борту и почему летать – это не всегда так романтично, как многим кажется? О плюсах и минусах своей профессии рассказывают стюардессы по имени Жанна Таня, Оля и Вера.

Татьяна, работала стюардессой 3 года

Таня из Волгограда. Она никогда не грезила о небе и не мечтала быть бортпроводницей. «Я отучилась на менеджера в своем родном городе, хотела устроиться работать по профессии, но найти работу по специальности не могла, – рассказывает она. – Идею попробовать себя в авиации мне подсказала мама. Дочь ее знакомой работала стюардессой. «Может, и тебе это подойдет?» – услышала я вопрос. Оказалось, что даже ехать на учебу никуда не надо. В Волгограде есть филиал Московской школы бортпроводников, врачебно-летную комиссию тоже можно пройти на месте. В общем, я решила, что это знак. И даже похудела на 11 килограммов, чтобы соответствовать требованиям».

После школы Таня почти сразу устроилась в авиакомпанию, но все оказалось не так просто. «Между рейсами предстояло проходить еще несколько обучений на другие типы самолетов. Затем пришлось лететь в Калининград, в Авиационный учебный центр имени Канта. В общем, путь в авиацию довольно тернист. Те, кто идут в профессию, думая, что для этого достаточно быть миловидной, улыбчивой и знать хотя бы один иностранный язык, быстро отсеиваются. Бортпроводник – это и про знания, и про огромную ответственность. Твоя задача – не просто радовать глаз пассажиров, а обеспечивать их безопасность в полете».

Через три года Таня ушла из профессии. «Мой молодой человек позвал меня замуж, но он из другого города, поэтому пришлось выбирать. Я быстро приняла решение и нисколько о нем не жалею. По полетам, честно говоря, не скучаю. Профессия стюардессы только кажется романтичной. На самом деле у нее, как и у всего, есть обратная сторона, которая обычно остается за кадром. Например, постоянные недосыпы, проблемы со здоровьем, которые возникают из-за нахождения на высоте. Если бы я и решила снова полететь, то только в качестве пассажира. Но сейчас у меня маленький ребенок, да и ситуация с путешествиями в мире нестабильная, поэтому пока подниматься в воздух ни в каком качестве не планирую», – говорит экс-бортпроводница.

Если верить разным форумам, где бортпроводники делятся историями из жизни, среди девушек есть немало тех, кто рвется в стюардессы только ради того, чтобы познакомиться с пилотом и выйти за него замуж. По словам Тани, такие затеи часто заканчиваются ничем. «На моей памяти ни один служебный роман с пилотом не завершился свадьбой. А вот пары бортпроводников – довольно частое явление. Еще в авиакомпании, где я работала, была семья, где и муж, и жена – пилоты, причем оба командиры. Думаю, им непросто приходится в жизни, – смеется Таня, – но они молодцы, справляются. Уже много лет вместе...»

История от Тани: «На одном из рейсов ко мне подошел молодой человек и сказал, что хочет сделать предложение своей девушке. Я сначала растерялась, спросила, при чем тут я, но он написал текст и попросил передать его пилоту. В итоге командир прочел письмо по громкой связи. Потом парень достал из рюкзака изрядно потрепанный букет цветов и коробочку с кольцом. Это было так трогательно! Все пассажиры аплодировали».

Когда Тане было страшно: «Однажды наш рейс попал в сильную турбулентность, трясло очень мощно. Ситуацию усугублял тот факт, что у нашего командира это был только второй самостоятельный рейс. Пассажиры этого, конечно, не знали. Но экипаж-то был в курсе, поэтому все чуть-чуть переживали (смеется). Пришлось сесть в запасном аэропорту. Тогда многие пассажиры отказались лететь с нами дальше – выбрали наземный транспорт».

Ольга, действующая бортпроводница

В отличие от предыдущей героини, Оля решила, что станет стюардессой, еще в 5-м классе. Окончательно в своем выборе она утвердилась в университете. «Познакомилась там с девочкой, которая так же, как и я, хотела летать. Мы тогда шутили, что не понимаем, зачем вообще поступили на свою специальность, ведь работать по ней не планируем. Но все это было на уровне шуток. Ни я, ни она не допускали мыслей о том, что бросим учебу ради авиации. После, когда я уже работала в офисе, случайно узнала о кастинге в авиакомпанию в Екатеринбурге. Решила съездить, но не особо верила, что пройду. Думала, что в случае неуспеха хотя бы по городу погуляю. Но в итоге зашла в здание аэропорта в 9 утра, а вышла из него почти в 7 вечера. Тогда я ничего толком не поняла, была в состоянии эйфории, поэтому просто села в машину и уехала домой. Только на следующее утро до меня дошло, что теперь я стюардесса. Так мечта внезапно стала реальностью».

История от Оли: «Я очень сильно удивилась, когда узнала, что инженер-авиаконструктор, который был с нами на борту, дико боится летать. Было так странно видеть, как трясутся коленки и бледнеет лицо у человека, который каждый день работает с «железными птицами» и, кажется, знает про них все. Тогда он признался, что любит самолеты, но только на земле. В полете же каждый шорох и звук вызывали у него панику. Я это увидела во всех красках. Пришлось забалтывать взрослого мужчину разговорами на отвлеченные темы, чтобы он мог абстрагироваться от своих страхов».

Чего больше всего боится Оля: «Сама я летать не боюсь и не волнуюсь, когда самолет попадает в воздушные ямы. Но вот за пассажиров переживаю сильно. Мой самый большой страх – что кому-то может стать плохо, а я не успею вовремя оказать первую помощь, или что на борту не окажется врача и жизнь человека будет полностью зависеть от действий экипажа. Да, нас всему обучали. Я и мои коллеги точно знаем, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, но страшно все равно. А еще всегда хочется сделать полет максимально комфортным, особенно для тех, кто боится или летит первый раз».

Вера, работала стюардессой 5 лет

«Я работала в одном из пятигорских ресторанов, когда случайно узнала о том, что в Краснодаре идет набор в школу бортпроводников, – рассказывает Вера. – Подумала: «Почему бы и нет?» и позвонила. Мне сказали, что места еще есть, я собрала вещи и отправилась в этот город. За три месяца обучения заплатила 60 тысяч рублей. Для меня это была больше авантюра – я не мечтала об этой профессии. По окончании учебы все мы сами искали себе работу. Среди бортпроводников есть свой негласный рейтинг авиакомпаний, но я тогда ничего об этом не знала. Потом выяснилось, что мне очень повезло: моим первым местом работы стала одна из лучших компаний. Оказывается, многие туда подолгу не могут попасть, а я с первого раза устроилась».

Чтобы стать стюардессой, Вере пришлось пройти три этапа: ознакомительное собеседование, интервью со службой безопасности, оценку нервно-психической устойчивости. Сейчас она летает только как пассажир. По словам экс-бортпроводницы, она очень рада, что тогда, в 2013-м году, ее авантюра не просто удалась, а переросла в интереснейший опыт работы в профессии, о которой многие мечтают. Однако возвращаться в авиацию Вера не собирается. Говорит, что, несмотря на все плюсы, отсутствие нормированного графика негативно влияет на здоровье и личную жизнь».

История от Веры: «Бывает, что во время длительных перелетов некоторым парочкам не сидится на месте, и они закрываются в кабинке, а иные и вовсе ублажают друга друга под покрывалом прямо на своих местах. Лично я за время своей работы таких ребят не ловила, но мои коллеги иногда сталкивались с людьми, которые решили оформить себе членство в так называемом «Клубе десятитысячников». В него «вступают» те, кто умудрился заняться сексом в самолете. В таких ситуациях обычно ничего не остается, кроме как попросить людей прекратить это делать (смеется)».

Плюсы профессии

Возможность путешествовать

Иногда отдых между рейсами – 3–4 дня, можно прогуляться по Сингапуру, Нью-Йорку, Токио и другим городам.

Новые знакомства

Экипаж меняется с каждым рейсом.

Достойная зарплата

Варьируется от 40 до 150 тыс. рублей, зависит от опыта, часов налета и условий авиакомпании. Самые большие зарплаты – в Алтайском крае. Раньше бортпроводники имели процент с продаж в полете, но сейчас такое уже не практикуется. В месяц бортпроводник должен налетать минимум 80 часов. Полеты на международных рейсах оцениваются дороже.

Социальные привилегии

Например, отпуск у стюардесс – 72 дня в году, а выход на пенсию – в 45 лет.

Красивая форма

Но есть и минусы

Ненормированный график, сбитый режим и как следствие – проблемы со здоровьем

Где этому учат

Авиационный учебный центр им. Канта

Обучение в Калининграде – 2,5 месяца. Для поступления нужно сдать тесты на знание английского и пройти врачебно-летную экспертную комиссию. Выпускникам выдается пакет документов для трудоустройства в «Аэрофлоте», «Трансаэро», «S7», «Глобусе» и «ЮТэйр» (с этими а/к в центре заключены договоры о сотрудничестве).

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Обучение – 4 года. Вступительные экзамены: математика, русский язык, обществознание. Будущим бортпроводникам нужно подавать документы на профиль «Сервис на транспорте».

Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт (МАИ)

Обучение – 4 года. Экзамены: математика, английский, обществознание (история). Специальность: «Сервис транспортных средств». Есть как очная, так и заочная формы обучения.

Проф. колледж «Московия»

Обучение – 2 года 10 месяцев после 9 класса; 1 год 10 месяцев после 11-го. Специальность: «Сервис на транспорте». На это направление обычно выделяют много бюджетных мест – около 150.

Профессиональные курсы

Среди самых известных – Школа бортпроводников (есть в разных городах, стоимость от 45 до 60 тыс. рублей, длительность – 2–3 месяца, по окончании – 30-часовая стажировка-практика в авиакомпании), Учебно-тренировочный центр «Внуково» (2-месячный курс, найти работу выпускникам не помогают) и Авиационная школа «Аэрофлот» (1,5-месячный курс, стоимость – 45 тыс. рублей; если по окончании планируешь работать в «Аэрофлоте», то стоимость обучения частично вычитается из зарплаты).


Вера Неверова, Татьяна Попова, экс-бортпроводницы

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; личный архив

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

9 правил полезного ужина 9 правил полезного ужина

Эти простые условия помогут быстро и без усилий избавиться от лишнего веса

Лиза
Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней Гладкий я: эволюция эпиляции от Нефертити до наших дней

Как в разные эпохи девушки избавлялись от волос на теле?

Cosmopolitan
Времени хватит Времени хватит

Лучшие бьюти-процедуры «на выход»

Добрые советы
Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы Неделя в Санкт-Петербурге: Главные достопримечательности северной столицы

Идеальный недельный культурный маршрут по Санкт-Петербургу

Культура.РФ
11 новых неприличных для уха слов, которые на самом деле абсолютно приличны 11 новых неприличных для уха слов, которые на самом деле абсолютно приличны

Не знать смысла этих слов — вот это неприлично!

Maxim
Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь Технологии прошлого, которые могут вернуться в нашу жизнь

Устаревшие технологии, которые вернулись в нашу жизнь

Maxim
Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера Шейк против Гаги: бьюти-битва экс-подруг Брэдли Купера

Какие бьюти-эксперименты пробовали девушки, покорившие сердце Брэдли Купера?

Cosmopolitan
Гаитянский щелезуб и еще 3 ядовитые «ошибки природы» Гаитянский щелезуб и еще 3 ядовитые «ошибки природы»

Щелезуб — одно из немногих ядовитых млекопитающих на земле

Вокруг света
Несходные подобия Несходные подобия

О Борисе Кошелохове и Олеге Целкове

Weekend
Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet

Rocket Internet создала сотни рабочих мест и привлекла внимание к рынкам

VC.RU
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
10 способов разнообразить прелюдию 10 способов разнообразить прелюдию

Как сделать прелюдию более интересной и приятной для обоих партнеров?

Psychologies
Как сложилась жизнь бывших мужчин Анастасии Макеевой: Кислова, Макарова и других Как сложилась жизнь бывших мужчин Анастасии Макеевой: Кислова, Макарова и других

Как обстоят дела у экс-возлюбленных Анастасии Макеевой

Cosmopolitan
Почему россиянки ненавидят Меган Маркл и так любят Кейт Миддлтон Почему россиянки ненавидят Меган Маркл и так любят Кейт Миддлтон

Почему одни обожают Кейт Миддлтон, а другие — Меган Маркл?

Cosmopolitan
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Из дерева сделали ион-проводящие мембраны Из дерева сделали ион-проводящие мембраны

Ученые покрыли древесину гидрогелем и превратили ее в ион-селективный материал

N+1
Две недели до отпуска: как сбросить 7 кг без риска для здоровья Две недели до отпуска: как сбросить 7 кг без риска для здоровья

Свекольная диета — одна из самых безопасных и эффективных диет

VOICE
«О чем я никогда не рассказываю мужчинам?» «О чем я никогда не рассказываю мужчинам?»

Есть ли вещи, о которых не стоит рассказывать партнёру

Psychologies
Могут ли микробы, поедающие пластик, решить проблему утилизации Могут ли микробы, поедающие пластик, решить проблему утилизации

Биолог надеется найти микроорганизмы, которые помогут решить проблему утилизации

Популярная механика
Ума палата. Тест-драйв нового Cadillac Escalade Ума палата. Тест-драйв нового Cadillac Escalade

Новый Escalade: огромный V8, рама и невероятное количество электроники

РБК
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Свинячьи грибы, или маслята Свинячьи грибы, или маслята

Маслята — одни из самых собираемых грибов в России

Наука и жизнь
Жара, смерчи и наука о климате Жара, смерчи и наука о климате

Глобальное потепление престало быть научной проблемой

Эксперт
Насос вместо лейки: как настроить полив дождевой водой на даче Насос вместо лейки: как настроить полив дождевой водой на даче

Выбираем насос и систему полива, которая будет бочку с водой или колодец

CHIP
В Пещере Eдинорога нашли искусство неандертальцев В Пещере Eдинорога нашли искусство неандертальцев

Способны ли неандертальцы создавать произведения искусства?

Популярная механика
Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре» Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре»

История из ироничной и тонкой книги Ираклия Квирикадзе

СНОБ
Высокие технологии в образовании: хайп или необходимость Высокие технологии в образовании: хайп или необходимость

Какие технологии действительно востребованы в образовательной среде?

Популярная механика
Модная оцифровка: как развивать осознанное потребление с помощью новых технологий Модная оцифровка: как развивать осознанное потребление с помощью новых технологий

Как с помощью онлайн-шопинга совершать экологичные покупки

Forbes
Как освободить оперативную память на компьютере Как освободить оперативную память на компьютере

Пять способов освободить пару лишних гигабайт «оперативки» своего компьютера

CHIP
От тресты до семечки От тресты до семечки

Плюсы и проблемы выращивания и переработки технической конопли в России

Агроинвестор
Открыть в приложении