Средний класс
Младшая школа уже позади, и вот-вот ребенок шагнет на ступеньку выше – и у него начнется совсем другая жизнь. В чем же ее особенности и как сделать ее комфортной для всей семьи?
В средней школе меняется буквально все: приоритеты, отношения с одноклассниками и учителями, реакция на оценки, мотивация. Очень важно понимать, почему так происходит, и правильно реагировать на поведение ребенка. Разобраться в этом вопросе нам поможет психолог Евгения Пайсон.
Особенная история
Когда речь идет о детях, каждый год развития имеет значение. Между «младшими» и «средними» школьниками – огромная, хоть и не всегда очевидная пропасть.
Успеваемость снижается
Даже мальчики-зайчики и девочки-отличницы могут серьезно съехать по всем предметам. В первую очередь потому, что уменьшается контроль. Педагог в начальных классах, даже если он и не совсем вторая мама, ведет у детей практически все уроки. Он же общается с ними неформально, наблюдает на переменах, праздниках и школьных экскурсиях. И, конечно, этот учитель вовремя заметит, что у аккуратистки Сонечки появилась грязь в тетрадках, а молчаливый Саша стал болтать на уроках. И скажет родителям. Дети и сами понимают: Лариса Валентиновна знает и видит если не все, то многое. Чувствуют контроль и стараются не расслабляться.
В средней школе на сцену выходят учителя-предметники: математику ведет один, литературу – другой, историю – третий. На перемене замечания вообще делают дежурные или проходящий мимо завуч. Классный руководитель, конечно, есть, но у него полно дополнительной нагрузки. В общем, дети, как у классика, находятся без призора. Не понял что-то по математике – подойти на перемене к учителю не так просто: в кабинете уже другой класс, а тебе надо бежать со второго этажа на третий. И вот – привет, тройка.
Сколько можно повторять?
Нужен ли школьнику репетитор? Только не для того, чтобы делать вместе с ребенком уроки или заменять учителя-предметника. Его задача – помочь систематизировать полученные в школе знания и заполнить существующие пробелы. Но если половина твоей зарплаты уходит на гонорары за занятия, задумайся, не проще ли тогда сменить школу.
Общение
В психологии есть важное понятие – ведущая деятельность. То есть та, в процессе которой ребенок наиболее активно формируется и развивается психологически. У дошкольников таковой считается игра – именно поэтому в детском саду про цифры детям рассказывает какой-нибудь Буратино.
В начальной школе на первый план выходит учебная деятельность: с понедельника и до субботы будешь знания ты добывать. А вот в средней ведущей становится социальная составляющая. Контакты с ровесниками – вот что главное. Смещаются акценты: если раньше хорошим был тот, кто прилежно учится, то сейчас важно быть веселым, ярким и надежным товарищем. Дневник больше не лицо ученика, и, чтобы занять важное место в иерархии класса, не обязательно получать пятерки.
Падает мотивация
У учеников младшей школы с этим все просто: им важно, чтобы мама порадовалась, а учительница похвалила. Их цель можно сформулировать как «Хочу быть хорошим», а хорошие дети учатся только на четыре и пять – это всем известно.
Старшеклассники (9–11-й классы) уже прекрасно знают: учиться нужно, чтобы сдать экзамены и поступить в престижный вуз.
А вот в средней школе нет ни того, ни другого. Потому что похвалы уже потеряли свою привлекательность, а ОГЭ и ЕГЭ, так же как и университет, – вообще будут через сто лет. Как они могут всерьез волновать? В этом возрасте и неделя – почти целая жизнь, а уж какое-то «через четыре года» и вовсе нереально осознать. «Еще уйма времени, я все успею – и выучить, и исправить, и догнать». В общем, сомнительная мотивация. Именно поэтому предметники не очень любят брать средние классы. Часто учителя достаются им по «остаточному принципу», а опытные педагоги бросаются на амбразуру предстоящих экзаменов.
Хорошего понемногу
Что же для них вообще важно и значимо, для этих уже не маленьких, но еще и не вполне взрослых людей?
Близкие отношения со взрослыми
Не проверка дневника с пристрастием, не двадцать восемь репетиров, а мамино и папино внимание. Сейчас у родителей есть шанс создать «подушку безопасности» для переходного возраста. Установить и закрепить доверительные отношения. Сделать так, чтобы ребенок не боялся рассказывать о своих проблемах и знал, что его поддержат. Что его любят просто так, а не за то, что он соответствует ожиданиям. Да, наладить контакт не всегда легко. Присоединяется кризис переходного возраста: эмоции зашкаливают, гормоны скачут, дети начинают грубить и замыкаться в себе – в общем, потребуется немало терпения.
Интересная среда
Именно она, а не запугивания или уговоры, может стать действенной мотивацией. Практика показывает, что детям в средней школе куда важнее не предмет, а личность педагога. Приходит харизматичный и яркий учитель – и русский или математика становится «самым любимым» предметом практически у всего класса. Даже если до этого ребята ненавидели деепричастные обороты или уравнения с двумя неизвестными. Любовь к литературе можно привить, читая вслух интересные книги. К географии – путешествуя всей семьей или смотря увлекательные фильмы. Кто бы из нас знал Анну Австрийскую и Ришелье без «Трех мушкетеров»? Тот же эффект – у секций и кружков. Археологический лагерь, историческая реконструкция, художественная студия – и вот уже ребенок без ума от Средних веков или современной живописи. А еще это та самая важная социальная
активность и новые друзья.
По статистике, учителя уделяют мальчикам на 20% больше времени, чем девочкам. Им же достается и больше похвал, и неформального общения.
Минимум прогнозов
В некоторых школах уже с пятого класса начинается разделение на профили. И родители спешат как можно скорее причислить ребенка к гуманитариям, «технарям» или любителям естественных наук. Но, как правило, это не идет на пользу. Во-первых, детям важно разностороннее развитие и просто тематическое разнообразие. Именно это в дальнейшем облегчит им выбор и вуза, и профессии. Во-вторых, «ребенок обожает литературу» часто означает лишь то, что он любит конкретного учителя. Или ему просто плохо дается математика. А штампы только ограничивают – в первую очередь самого школьника, который поверит, что тот или иной предмет – совсем не для него. Всерьез заговаривать о специализации имеет смысл не раньше восьмого класса.
В дворники пойдешь!
Восьмой и девятый классы знаменуются для учеников и родителей подготовкой к ОГЭ. И худшее, что можно сделать, – это запугать ребенка или позволить это сделать учителям. «Не перейдешь в десятый» и «будешь улицы мести» – плохие способы мотивации. Задача школы – дать знания в полном объеме и повысить самооценку ученика так, чтобы экзамены стали для него рядовым событием. Если педагоги нагнетают обстановку, родителям особенно важно поддержать и успокоить ребенка. Тем более что оценки за ОГЭ никак не повлияют ни на его жизнь, ни на поступление, ни даже на переход в десятый класс – для этого нужно просто сдать все без двоек и написать заявление о зачислении.
Благоприятная атмосфера
В первый класс часто отдают к конкретному хорошему педагогу и только после окончания «началки» начинают искать непосредственно школу. На что стоит обратить внимание? В первую очередь на атмосферу, на отношения учителей и детей. Не стоит выбирать место по принципу «чем больше нагрузки, тем лучше». Миф о том, что это оградит ребенка от вредного влияния улицы и вообще сделает человеком, очень опасен. Свободное время школьнику просто необходимо – чтобы гулять, общаться, отдыхать и гармонично развиваться.
Переходный этап
Если вы решили сменить школу, помоги ребенку адаптироваться в новой обстановке.
Важно не переносить на него собственный опыт – как позитивный, так и негативный. Просто поговорите о правильном поведении: быть дружелюбным, уважать правила нового коллектива, не конфликтовать. Пообщайся с педагогами, расскажи им о характере и особенностях ребенка. Не игнорируй его тоску по старым друзьям – это может быть как адаптация (длится до трех месяцев), так и действительно неприятие новой обстановки. В школах, где классы формируются с седьмого или девятого, часто существуют специальные ритуалы для знакомства учеников: хорошо, если ребенок их пройдет. Поощряй его участие в классных мероприятиях, отпускай в походы, разрешай приглашать друзей к себе – это поможет новичку наладить нормальные отношения с коллективом.
Комментарий специалиста
Могут ли мероприятия по профориентации замотивировать ребенка к школьной учебе? Разбираемся с педагогом Анной Бабиной.
- Смотря какие. В некоторых тестах вопросы закрытого типа лишают детей возможности дать развернутый ответ. В итоге ребенок получает результат вроде такого: «Вы сможете работать с людьми, подумайте о профессии учителя или менеджера».
- Даже если ребенок и узнает о себе что-то новое, то не увидит решительно никакой связи школьного обучения с отложенной целью. А главная проблема тестов – крайне плохо проработанная карта профессий. Их мало, они сгруппированы в общие блоки, а работы, актуальной в будущем, там вообще нет.
- Если же мы говорим о тренингах для подростков, то от них как раз может быть масса пользы. Хорошие тренинги проводятся проектным методом. Ребенку предлагают поучаствовать в каком-то реальном деле, создании настоящего продукта, пусть и игрового. Скажем, музыкальной группы или газеты, которая функционирует только во время обучения. Так подросток получает отличный шанс оценить себя и понять, каким делом он хочет и может заниматься в будущем.
- Действительно здорово работают и занятия с реальными специалистами. Если ребенка интересует научная деятельность – он может встретить наставника в школе при музее, зоопарке, университете. Если он настроен на ручной труд, нужно заглянуть в мастерские, если тянется к перформансам – в детские театры, танцевальные группы и т. п.
- Родителям важно помнить о следующем. Когда дети загораются будущей профессией, это далеко не всегда положительно отражается на их оценках. Часто школьные программы имеют мало отношения к настоящей жизни, и ребенок, увлеченный делом «на стороне», забывает об уроках. И все же это повод не для волнений, а для радости. Когда учителям не удается связать свой материал с практикой, дети просто не понимают, какой в нем вообще смысл. И поэтому переключение на деятельность, которая приносит удовольствие, – это отличный выход и прекрасная альтернатива вредным привычкам.
Как помочь ребенку выбрать правильный путь в жизни?
Подскажет психолог Виктория Громик.
- В подростковом возрасте происходит активное становление личности. Намерения, связанные с профессиональной деятельностью, могут быть заметны у детей и раньше. Но начинать их развивать стоит с 12–13 лет. И родителям важно не направлять ребенка в определенную сторону, а помочь ему раскрыться, поддержать его выбор.
- В центрах профориентации проводят тестирования: они помогают выявить особенности, устремления, способности и области их применения. Мир быстро меняется, появляется много новых профессий. Если раньше человек выбирал что-то одно и на всю жизнь, то сейчас появилось больше гибкости. Нет условного «Люблю точность – буду инженером», ведь есть много смежных областей, которые подойдут людям с конкретным набором черт.
- В одной из методик существуют определенные типы взаимодействия: человек-экстрим, человек-практика, человек-человек, человек-знак, человек-творчество. Вариант «человек-экстрим» – это, скажем, спасатель, пожарный или психолог.
- Методик, выявляющих наклонности, множество. Мы задаем ребенку простые вопросы, которые помогают найти вектор движения. Иногда подростки уже сделали выбор и хотят убедиться, что он верный. А кому-то помогает понимание через «нет»: что хочу, не знаю, но точно не это и не это.
- Стоит ли для развития навыков идти в специализированную школу? Зависит от желания ребенка. Но пойти в нужном направлении помогут и дополнительные курсы, стажировки в компании, тематические лагеря, где можно попробовать себя в какой-то профессии.
Фото: Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl