Домашний воришка
Ужасное открытие: ты обнаружила, что ребенок берет деньги без спроса. Почему он так поступает и как реагировать на это?
Неожиданная пропажа денег всегда огорчает. Но то, что их выносит из дома собственный ребенок, шокирует! В чем причины? Говорит ли воровство о преступных наклонностях ребенка или является признаком того, что он попал в трудную ситуацию и не может найти выход? И как тебе себя вести?
Неприятный разговор
Некоторые родители выбирают самое простое: повесить на ребенка ярлык «вор», лишить его всех детских радостей и впредь контролировать каждый данный ему рубль. Но это никак не поможет ребенку решить имеющиеся у него проблемы, еще больше отдалит от родителей и побудит к краже денег у других.
Попробуй посмотреть на происходящее глазами ребенка. Возможно, он уверен, что мама жадничает, и с помощью кражи восстанавливает справедливость. Или наивно полагает, что в семье полно денег, и пропажа небольшой суммы – пустяк, на который родители вполне могут закрыть глаза – как, например, на съеденную конфету из вазочки. Большинство людей только после того, как начинают сами зарабатывать, понимают истинную цену денег и то, как их нужно тратить. У детей просто отсутствует подобный опыт, поэтому сложно требовать от них адекватного отношения к финансам.
► Многие повседневные и обязательные траты скрыты от ребенка. Вряд ли он представляет, сколько приходится платить за коммунальные услуги, лекарства, транспорт, продукты, одежду. Расскажи ему о том, как распределяется семейный бюджет, и объясни, что 500 рублей, которые он стащил, – это две пачки таблеток для бабушки или месячная стоимость Интернета, которым он постоянно пользуется.
► Дети часто не догадываются, насколько часто отказывают взрослые сами себе. Малышу может казаться, что ограничения касаются только его потребностей. Признайся ему, что решила обойтись пока без новой куртки ради того, чтобы купить ему велосипед.
► Не скрывай от ребенка проблемы, которые возникают у тебя на работе. Если он будет знать, а лучше увидит, сколько всего нужно сделать, чтобы получить зарплату, то перестанет считать, будто маме «жалко» денег.
► Сделай акцент на том, что тебя беспокоят не столько деньги, которые он взял, сколько потерянное доверие между вами. Скажи, как для тебя важно верить ему, и вырази надежду, что краж больше не будет.
Ветер в карманах
В некоторых европейских странах правила воспитания предписывают родителям выдавать детям с определенного возраста деньги на карманные расходы. У нас же нет единого мнения о том, как и когда учить ребенка рационально обращаться с финансами. Одни полагают, что карманные деньги являются «легкими» и толкают ребенка на бесполезные траты. Другие, наоборот, поощряют выплатами хорошие оценки или работу по дому. Так или иначе, не отрицай право ребенка на маленькие слабости или вполне понятные потребности – например, угостить мороженым объект своей симпатии. Уличив ребенка в краже, сначала подумай, есть ли у него другие возможности получить деньги на собственные нужды.
► Не оправдывай свое нежелание давать ребенку деньги тем, что у него «и так всё есть». Вокруг столько соблазнов, что лучше дать ему возможность иногда покупать какую-то мелочь, одновременно с этим обучая правильной расстановке приоритетов, чем полностью запрещать «лишние траты».
► Спроси ребенка, сколько денег он хотел бы иметь на карманные расходы. Постарайтесь найти компромисс, договорившись, например, о том, что сумма может быть уменьшена в период финансовых затруднений в семье или в случае его плохого поведения. Совместное планирование расходов и их контроль поможет ребенку понять, насколько рационально он расходует средства, и отказаться от одних трат в пользу других.
► Если ребенку меньше 12 лет, то значительная часть его потребностей может быть удовлетворена без увеличения карманных денег. Из разговора с ребенком станет понятно, что он хотел бы чаще есть мороженое или ходить в кино. (Всего лишь!) Может, стоит пересмотреть семейный досуг?
► Представь: ты с друзьями в кафе, но не можешь ничего заказать и вынуждена наблюдать, как они едят, и убеждать тех, кто хочет тебя угостить, что совсем не голодна. Ужасное чувство, не правда ли? То же самое ощущает и ребенок без карманных денег. Согласись, в этой ситуации его самооценку спасла бы любая сумма. Поэтому даже в условиях стесненного бюджета помоги ребенку создать иллюзию состоятельности.
Большие потребности
В школах, даже самых благополучных, может существовать жесткая иерархия, в которой ребенку сложно занять достойное место, ведь возможность «заслужить уважение» есть не у каждого. В одних классах процветает мода на брендовую одежду, в других дети помешаны на гаджетах, в третьих высокий статус может получить лишь тот, кто является фанатом определенной музыкальной группы и владеет соответствующей атрибутикой. Большинство взрослых считают подобные увлечения блажью (и справедливо), однако для ребенка наличие какой-нибудь фирменной кепки часто становится охранной грамотой от унижений и даже физической расправы. В этих условиях кража денег кажется ему довольно умеренной платой за спокойствие и здоровье. Необходимо вовремя обнаружить, что школьник вынужден выживать в нездоровой среде, и помочь ему выйти из ситуации победителем.
1. Подумайте вместе с ребенком, каким еще способом можно завоевать авторитет одноклассников, кроме тех, которые приняты в школе. Возможно, ему стоит пойти в спортивную секцию, чтобы научиться постоять за себя. Или развить навыки дипломатии и чувство юмора, посещая театральную студию. Наверняка в классе есть дети, имеющие высокое положение в иерархии, несмотря на пренебрежение сложившимися порядками. Посоветуй присмотреться к их поведению и перенять их стратегию.
2. Как правило, задают тон и держат весь класс в страхе 2–3 ученика, остальные не слишком довольны сложившимся положением, но подчиняются давлению. Постарайся привлечь на свою сторону родителей других пострадавших. Есть много реальных историй успешной кампании мам и пап против травли их детей
3. Если никакие меры не помогают, поменяйте школу! В каждом коллективе складывается своя атмосфера, и в некоторых случаях проще сменить окружение, чем воевать с ветряными мельницами.
Мария Баулина, нейропсихолог, кандидат психологических наук
Фото: alexsokolov, Kakigori Studio/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl