Когда КХЛ откроет зарплатные бюджеты клубов
Вице-президент КХЛ Сергей Доброхвалов и партнер EY Сергей Павлов объясняют Forbes, почему в КХЛ становится меньше клубов, а доходы лиги растут
Осенью 2014 года в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) сменилось руководство. Вместо Александра Медведева, главы «Газпром экспорта», президентом стал Дмитрий Чернышенко, возглавлявший оргкомитет Сочи-2014. На тот момент в КХЛ играли 28 команд, лига публиковала зарплатные расходы клубов (разница между лидером и аутсайдером — в 7 раз, без учета звезд, выведенных из-под потолка в 1,3 млрд рублей) и генерировала доход в 1,94 млрд рублей, но не могла избавиться от убытков. Новый менеджмент объявил курс на самоокупаемость и финансовое оздоровление, однако не забывал и о нуждах сборной страны, устраивая регулярные паузы в календаре. В результате команда OAR под олимпийским флагом выиграла золото в Пхенчхане-2018, куда не отпустили игроков НХЛ.
В сезоне 2016/17 в КХЛ стало 29 команд — добавился китайский «Куньлунь», совладельцем которого называет себя Геннадий Тимченко. С тех пор лига последовательно сокращает количество участников (в сезоне 2018/19 — 25 клубов) и продолжает снижать зарплатный потолок (в сезоне 2018/19 — 850 млн рублей). Это важные аспекты долгосрочной стратегии, разработанной лигой совместно с EY (Ernst & Young). В начале сезона 2018/19 компания представила подробный аналитический отчет о деятельности КХЛ за 10 лет. Его главные тезисы — рост доходов лиги (до 3,05 млрд рублей в сезоне 2017/18) и совокупной выручки клубов (до 53 млрд рублей). Кроме того, в документе разъясняется сложносочиненный рейтинг команд КХЛ, аутсайдеры которого лишаются мест в лиге. Так, по итогам сезона 2017/18 вылетели тольяттинская «Лада» и «Югра» из Ханты-Мансийска.
Лидером рейтинга предсказуемо стал питерский СКА: команда тратит больше всех, но собирает в среднем почти по 12000 зрителей за матч и стабильно добирается до решающих стадий плей-офф. А, например, второе место досталось ЦСКА — клубу, который дважды за три сезона выходил в финал Кубка Гагарина, но лишь в 20% матчей заполнял свою арену на 5 500 мест и реализовал только 32% спонсорских пакетов. Вице-президент КХЛ Сергей Доброхвалов и директор группы стратегического консультирования EY Сергей Павлов объяснили Forbes странности рейтинга, а также рассказали о финансовых достижениях и проблемах лиги.
Почему в КХЛ сокращается количество клубов
Сергей Павлов: В 2016 году, когда в КХЛ разрабатывали долгосрочную стратегию развития на 7 лет, в хоккейном сообществе велась активная дискуссия, как сбалансировать интересы сборной и клубов, как лиге создать более качественный продукт. И мы выступили своеобразным спарринг-партнером КХЛ по мыслительному процессу. Собирали аналитику, учитывая и мировую практику, и российские реалии, чтобы помочь лиге посмотреть на себя — определить, какие у нее есть векторы развития. Многие решения получились не самыми популярными.
Сергей Доброхвалов: Самое непопулярное решение — о сокращении числа участников КХЛ. Это была первая рекомендация аналитиков. По итогам исследований — многочисленных интервью с менеджерами, тренерами и другими специалистами — выяснилось, что количество хоккеистов-профессионалов, достойных по уровню КХЛ, недостаточно для 29 клубов. Тогда в КХЛ играли около 1000 хоккеистов, а подходящих по уровню было 400-500.
Павлов: К тому же КХЛ жила тогда гонкой бюджетов. Клубы с крупными титульными спонсорами, часто госкомпаниями, могли себе позволить любые траты, остальные — нет. Пирамида начала заостряться, а от этого страдало качество продукта. Это повышало зарплаты, потому что качественных игроков попросту не хватало. Такая логика развития лигу не устраивала. Было решено переориентироваться на стратегию самофинансирования. В ходе аналитической работы мы выяснили, что для большой доли матчей, которые собирают 3000 человек на трибунах и 15000 у телеэкранов, расходы на проведение (доставка команд, аренда льда и т.д.) превышают доходы (билеты, мерч и т.д.). Это прямой операционный убыток. Стало очевидно, что нужно сокращать совокупные затраты, то есть количество команд, и зарплаты игроков. С другой стороны, нужно наращивать зрелищность, а это возврат к более плоской структуре и, как следствие, выравниванию бюджетов.
Доброхвалов: Целевой показатель по количеству команд — 24. Мы планировали выйти на эту цифру еще по итогам сезона 2017/18, но исключение клубов — не самоцель. Цель – повысить коммерческие доходы и снизить долю госфинансирования. «Северсталь» была претендентом на исключение. Да, это частная команда, но у нее не было спортивных результатов, на нее не ходили зрители, ее матчи не смотрели по ТВ. Однако в прошлом сезоне там серьезно отработали в плане маркетинга, кроме того, команда вышла в плей-офф. Клуб показал существенные темпы роста. И совет директоров принял решение не исключать «Северсталь» из КХЛ.