Сменив десяток профессий, Сергей Борисов пришел к фотографии

Правила жизниКультура

Летописец богемного андерграунда, поймавший в кадре дух свободы и перемен: жизнь и творчество классика фотографии Сергея Борисова

Сергей Борисов начал снимать в 12 лет. Сменив с десяток разных профессий, он пришел к фотографии, путь в которую начался в середине 1970-х: сначала Борисов работал выездным фотографом, снимал художников-нонконформистов, выставлявшихся в зале на Малой Грузинской, — Немухина, Штейнберга, Зверева.

Мария Бакаева

Сергей Борисов. Автопортрет с дочерьми, 1989.

В галерее Ruarts проходит ретроспективная выставка Сергея Борисова, которого часто называют летописцем советского андерграунда. При этом Борисов — не наблюдатель и не хроникер. Режиссируя свою картину мира, он воплощает собственные метафоры, а дух перемен протекает через все его работы. Год создания снимка не нужно искать на этикетке — все ярко отражено на лицах его героев, среди которых числятся как звезды эстрады, так и представители советского андерграунда: от Аллы Пугачевой (для нее Борисов даже оформил две пластинки), Бориса Гребенщикова до Виктора Цоя, Владислава Мамышева-Монро и Жанны Агузаровой.

Борисов по сей день продолжает активно работать, фиксируя события наших дней. А 23 мая мастеру исполнилось 75 лет, и к этой дате приурочена ретроспектива его работ в галерее Ruarts. Разбираем его творчество на составляющие.

Сергей Борисов. С открытием! 1996.

Сергей Борисов начал снимать в 12 лет. Сменив с десяток разных профессий, он пришел к фотографии, путь в которую начался в середине 1970-х: сначала Борисов работал выездным фотографом, снимал художников-нонконформистов, выставлявшихся в зале на Малой Грузинской, — Немухина, Штейнберга, Зверева.

С 1976 года стал работать в рекламе. Тогда начал появляться запрос на моду, зарождалась новая культура, напоминавшая западный мир. Все меньше героями кадра становились работники полей, космоса, заводов, все чаще появлялись артисты театра и кино, музыканты. Сергей Борисов создавал плакаты и оформлял пластинки почти для всех звезд советской эстрады. Среди героев его фотографий совершенно разные люди, но каждый — культовая фигура: Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Сергей Курехин, Алла Пугачева, Владислав Мамышев-Монро и другие.

Сергей Борисов. Эдуард Лимонов, 1994.

Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея

Борисов ищет и находит свой уникальный фотоязык. Драйв, жесткие и умные композиции его постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превращают его в непререкаемый авторитет прежде всего в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов благодаря своей уникальной коммуникабельности и искреннему интересу к начинавшей легализоваться в то время неофициальной культуре безошибочно выбирал своими героями тех, кто лучше всего выразил это время.

Сергей Борисов. Гласность и перестройка, 1986. 

Борисова интересовала визуальная составляющая времени. Люди контркультуры, культуры андерграунда и новой культуры перестройки своим внешним видом являли резкий контраст по отношению к тем, кто всей своей жизнью был научен не выделяться из толпы. Именно в это время возникает и новая альтернативная мода. Сергей Борисов снимает показы Кати Филипповой, Кати Микульской, костюмы Гоши Острецова и др.

Сергей Борисов. Вдохновение, 1989. 

Миша Бастер, художник и куратор архива московских субкультур времен перестройки

Сергей Борисов начинал свой путь фотографа с рекламной фотографии и парадных портретов звезд эстрады. Это кормило и давало социальные преференции, а неформальный мир, в который он погрузился в начале 1980-х, давал ему то, что сформировало стиль, по которому сейчас узнаем Борисова. Это не только беспощадное ню-фото перестроечных девичьих телес и репортажная съемка из недр богемного андерграунда с удивительными глубоководными рептилиями и юными беспечными мальками, но и то, что в XXI веке будут называть shame, а с недавнего времени термином «кринж». То «невинно-постыдное» и неудобное, что сегодняшним избалованным во всех смыслах поколением молодежи возводится в ранг моды и Zeitgeist. Этот «кринж» идет пунктиром через все творчество фотографа, но Борисов, как Геракл, прикован к скале вечности цепями 1980–1990-х и героями советской перестройки. Оказавшись в эпицентре разношерстного клубка взаимоотношений богемы и представителей молодежных субкультур, он превратил свою студию в игрушечную версию нью-йоркского клуба «Студия 54», где фиксировался на пленку пантеон столичного андерграунда 1980–1990-х годов.

Сергей Борисов. Виктор Цой в Студии 50А, 1985.

Себя я к таковым героям не относил, стараясь прятаться за спинами более именитых товарищей, на сцену лез редко, старался в кадр не попадать. Но, когда занялся архивом, выставками и публикациями по субкультурам, это стало неизбежным. И вот, после выхода в 2009-м выставки и фотоальбома «Хулиганы-80», мы решили с Сергеем этот пробел в его колоде героических карт закрыть. Снимать он тогда любил на районе, там были и сталинские дома с ампиром, и снесенные ныне Дорогомиловские бани, и вот меня, измученного выставочно-издательскими проектами, в итоге заставил кататься на чугунных воротах, что я без особого удовольствия сделал, пощелкались у бань. Там мне понравилось больше, потому что я наконец расслабился и перестал «хлопотать лицом», то есть кривляться. Но Борисов остался верен своей традиции и стилю, отобрав для своего каталога именно ту, где я был в роли орангутанга. Ну, что тут скажешь, автор есть автор. Когда я писал тексты к его каталогу с этой фотографией, Сергей ко мне не лез с коррекциями. Так как мой стиль состоит в том, чтобы не приукрашивать, не «пришивать

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова? Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова?

Что мы знаем про певца Женю Белоусова?

Правила жизни
К 50-летию выхода на экраны фильма «Последнее танго в Париже» К 50-летию выхода на экраны фильма «Последнее танго в Париже»

Как разворачивалась история создания фильма «Последнее танго в Париже»

СНОБ
Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова Конкурс страшных рассказов: «Чуткая», Марина Бутусова

Рассказ о загадочных ночных превращениях мужа и странностях семейной жизни

VOICE
10 рабочих советов, как скинуть вес, от людей, которым удалось победить ожирение 10 рабочих советов, как скинуть вес, от людей, которым удалось победить ожирение

Только проверенные жизнью советы по похудению от реальных людей

Maxim
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Релокация менеджера: как эмигрировать и не навредить карьере Релокация менеджера: как эмигрировать и не навредить карьере

Советы, которые помогут избежать ошибок при релокации по работе

Forbes
«А взрослые дома есть?»: как понять свое психологическое состояние «А взрослые дома есть?»: как понять свое психологическое состояние

Как научиться понимать себя, стать более гибким и спокойным?

Psychologies
Настоящие гиганты: 5 самых больших динозавров, когда-либо существовавших на Земле Настоящие гиганты: 5 самых больших динозавров, когда-либо существовавших на Земле

Некоторые динозавры могли бы заглядывать в окна 9-этажного дома.

ТехИнсайдер
Язык тела: 10 верных признаков того, что он тебе изменяет — смотри на движения! Язык тела: 10 верных признаков того, что он тебе изменяет — смотри на движения!

Эти знаки кричат, что твой партнер тебе изменяет

VOICE
Топ-10 видеорегистраторов 2022 года: рейтинг лучших моделей Топ-10 видеорегистраторов 2022 года: рейтинг лучших моделей

Если вы еще не купили видеорегистратор для автомобиля, самое время это сделать

CHIP
«Мне грозит одиночество, и это ужасно» «Мне грозит одиночество, и это ужасно»

«Не вижу смысла в дальнейшей одинокой жизни»

Psychologies
Профессиональная переподготовка: как AR и VR могут решить проблему нехватки кадров Профессиональная переподготовка: как AR и VR могут решить проблему нехватки кадров

Технологии виртуальной реальности позволяют решать целый класс проблем

Forbes
Как сделать ссылку на телеграм — делимся каналом и личным аккаунтом Как сделать ссылку на телеграм — делимся каналом и личным аккаунтом

Где найти ссылки на пользователя, канал или отдельное сообщение внутри телеграм

CHIP
Ирина Млодик: «Игнорирование — самое жестокое наказание для ребенка» Ирина Млодик: «Игнорирование — самое жестокое наказание для ребенка»

В чем разница между наказанием и унижением

Psychologies
На распространение растительноядных динозавров на Аляске осадки повлияли сильнее температуры На распространение растительноядных динозавров на Аляске осадки повлияли сильнее температуры

Гадрозавриды предпочитали влажные условия, а цератописды — засушливые

N+1
Отрывок из романа Янне Теллер «Ничто» Отрывок из романа Янне Теллер «Ничто»

Отрывок из книги «Ничто» датской писательницы Янне Теллер

СНОБ
Герои блокады, наступления и «штабные»: автомобили, которые помогли приблизить Победу Герои блокады, наступления и «штабные»: автомобили, которые помогли приблизить Победу

У каждого участника Великой Отечественной было свое орудие

Вокруг света
Суперфуд из болота: 4 удивительных свойства клюквы Суперфуд из болота: 4 удивительных свойства клюквы

Маленькие красные плоды — настоящий кладезь полезных веществ

Вокруг света
Чай, хлопья и хлеб из гречихи Чай, хлопья и хлеб из гречихи

Гречневые чай, хлопья и хлеб могут внести разнообразие в привычную еду

Наука и жизнь
По прозвищу «Белокурый яд»: как Стелла Гольдшлаг погубила три тысячи евреев По прозвищу «Белокурый яд»: как Стелла Гольдшлаг погубила три тысячи евреев

Стелла Гольдшлаг — еврейка, помогающая гестапо находить своих соотечественников

VOICE
«Проиграть, но не потерять уважения к самому себе»: психология поражения «Проиграть, но не потерять уважения к самому себе»: психология поражения

Правильная «работа над ошибками» дает куда больше, чем победы без поражений

Psychologies
Кому на Руси жить взаперти: как Сашу и Яшу лишали прав Кому на Руси жить взаперти: как Сашу и Яшу лишали прав

Налево пойдете — в детдоме заживете, направо пойдете — в интернат попадете

СНОБ
10 незабываемых фильмов, которые нужно посмотреть вместе с любимым 10 незабываемых фильмов, которые нужно посмотреть вместе с любимым

Какие фильмы можно посмотреть вместе с парнем? Мы подскажем

VOICE
«Как общаться с другом, если он признался мне в симпатии?» «Как общаться с другом, если он признался мне в симпатии?»

Как укрепить отношения с друзьями?

Psychologies
«Дочь-психопатка ненавидит людей и строит план мести обидчикам. Как с ней ужиться?» «Дочь-психопатка ненавидит людей и строит план мести обидчикам. Как с ней ужиться?»

Что делать, если у вашего ребенка ментальные проблемы?

Psychologies
Цена паранджи: как дискриминация женщин повлияет на экономику Афганистана Цена паранджи: как дискриминация женщин повлияет на экономику Афганистана

Невидимые женщины Афганистана: как дискриминация губит экономику страны

Forbes
Гляжусь в тебя, как в зеркало: 6 фильмов о клонировании Гляжусь в тебя, как в зеркало: 6 фильмов о клонировании

Как фильмы рассматривают проблему поведения клонов?

Правила жизни
Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями? Не опустевшее гнездо: почему выросшие дети продолжают жить с родителями?

Почему порой дети не могут сепарироваться от родителей?

Psychologies
Бродский-читатель: литература на польском, Ахматова и книга с котятами. Что хранится в библиотеке Иосифа Бродского? Бродский-читатель: литература на польском, Ахматова и книга с котятами. Что хранится в библиотеке Иосифа Бродского?

Бродском-читатель: его книги и вкусы

Правила жизни
Если в детстве ваши чувства игнорировали: восстанавливаем контакт с собой Если в детстве ваши чувства игнорировали: восстанавливаем контакт с собой

Как восстановить контакт с собой, если в детстве ваши эмоции игнорировали?

Psychologies
Открыть в приложении