Короткая история «Тринадцати» — творческой группы начала XX века
8 февраля в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Группа „13“. В переулках эпохи». Это творческое объединение независимых советских художников просуществовало всего три года, с 1929-го по 1931-й, но его участники создали собственный стиль в графике и книжной иллюстрации. «Сноб» собрал главное о творческом объединении «Тринадцать» и их роли в искусстве
Почему «13»
Группа «13» началась с общего интереса ее участников к документальному рисунку. Ядро объединения зародилось в железнодорожной газете «Гудок», где несколько авторов — Николай Кузьмин, Даниил Даран, Сергей Расторгуев и Владимир Милашевский — работали иллюстраторами. Первую выставку, которая прошла 10 февраля 1929 года в московском Доме печати, посвятили графике.
В первой выставке приняли участие 13 человек — впоследствии по количеству художников и назвали творческую группу. В состав вошли независимые советские авторы Даниил Даран, Татьяна Маврина, Николай Кузьмин, Ольга Гильдебрандт, сестры Нина и Надежда Кашины и другие. Позже группа расширилась до 21 художника.
Название много обсуждали и критики, и сами члены группы. «„13“. Что-то бодлеровское. Интересно и даже восторженно-хорошо — „13“ — чертова дюжина. Несчастливое роковое число, все его боятся, а тут на афише — „13“, на каталоге — „13“, в статьях — „13“. „13“ — пусть принесет счастье на этот раз!» — писала в мемуарах Татьяна Маврина, вспоминая, как увидела название предстоящей выставки.
Творческий метод
Отправной точкой для «Тринадцати» было творчество импрессионистов и фовистов, но свобода и сиюминутность живописного высказывания в их произведениях обрели собственный стиль. На выставке в Музее русского импрессионизма работы советских художников дополняет живопись Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «13» находились в мысленном диалоге.