«Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5
Интервью с сооснователем сети «тёмных кухонь» и мнения участников рынка.
«У нас станет больше ресурсов и компетенций, но при этом мы с Яковом останемся у руля», — уверен Александр Мутовин, один из основателей стартапа «Много лосося», который купила X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Чижик»).
Александр Мутовин работал на руководящей должности в «Норникеле», а его партнёр Яков Менделеев — в Uber, но оба хотели начать своё дело. В 2018 году они запустили сервис для заказа готовой еды «Много лосося» и открыли первую точку у метро «Динамо» в Москве.
Сейчас у стартапа 25 кухонь, которые готовят блюда только на доставку, в Москве, Московской области и Ростове-на-Дону. За три года партнёры привлекли больше 130 млн рублей, а теперь нашли стратегического инвестора, который поможет расти и найти новую аудиторию среди покупателей своих магазинов.
X5 обещает сохранить независимость «Много лосося» — и это самое важное в сделке, иначе построить успешный бизнес не получится, считают участники рынка. Поговорили с ними о перспективах «Много лосося» и выгоде для X5, а с Александром Мутовиным — о пути стартапа.
Из «Яндекса» и «Норникеля» — за лососем
Друзья детства Яков Менделеев и Александр Мутовин после окончания учёбы пытались запустить сервисы доставки и агрегатор товаров наподобие «Яндекс.Маркета», но эти бизнес-идеи не сработали. Тогда они остановились на концепции «тёмных кухонь», которые не принимают гостей и готовят только на доставку.
По словам Мутовина, открыть первую кухню «Много лосося» в мае 2018 года им помог опыт работы в больших корпорациях: Яков Менделеев был операционным менеджером в Uber и в «Яндекс.Такси», а Александр Мутовин работал начальником управления корпоративной стратегии ГМК «Норильский никель».
Тогда концепция «тёмных кухонь» витала в воздухе, назревала война агрегаторов — «Яндекса» и Delivery Club. Стало понятно, что кто-то должен готовить для них еду. Тогда же бывший руководитель Uber Трэвис Каланик открыл свои «тёмные кухни», и всем казалось, что за ними будущее. И, действительно, концепция хайпанула и разошлась по всему миру. Александр Мутовин
На рынке «тёмных кухонь» низкая стоимость входа, даже если оборудовать помещение под кухню нужно с нуля. Первое помещение у метро «Динамо» они нашли на Avito — это был убыточный суши-бар площадью 15 м², который Яков Менделеев выкупил за 100 тысяч рублей вместе с техникой.
Друзья остановились на японской кухне, потому что это самый большой сегмент общепита после ресторанов быстрого обслуживания типа McDonald’s, KFC и Burger King. Преимущество японской кухни в том, что её блюда в основном холодные, поэтому их легче доставлять.
Я большой фанат лосося, поэтому предложил сделать на нём акцент в меню. Мы поняли, что в любом блюде с лососем важно качество рыбы и размер порции. Тогда мы решили, что щедрые порции лосося помогут нам найти своего потребителя. Так и родилось наше название.При этом никакого кулинарного опыта или опыта в общепите у нас не было. Мы покупали суши в разных местах и смотрели, сколько там граммов разных продуктов, взвешивали их. А потом я сочинял технологические карты в Excel. Александр Мутовин
Менделеев сразу ушёл из «Яндекс.Такси» и занялся операционным управлением бизнеса. Мутовин участвовал в проекте в свободное время — ещё год после запуска «Много лосося» он проработал в «Норильском никеле».
На старте основатели вложили в проект 2 млн рублей собственных средств, которых хватило почти на полгода. Потом Менделеев и Мутовин привлекали деньги у родственников и друзей, которые также становились совладельцами компании.
В 2019 году Мутовин привлёк 30 млн рублей от президента биофармацевтической компании «Нанолек» Владимира Христенко. А летом 2020 года стартап получил ещё 100 млн рублей от акционеров фонда Brayne и создателя медиа «Сысоев FM» Александра Сысоева.
Инвестиции пошли на развитие сети и первых ИТ-продуктов для команды.
В первое время всю статистику мы вели в «Google Таблицах» и программе для автоматизации общепита iiko. После привлечения инвестиций в 2020 году мы начали формировать своё единое хранилище оперативных данных, выстраивать аналитику и дашборды, разрабатывать свои надстройки и плагины для работы кухонь. Александр Мутовин
На деньги инвесторов партнёры также запустили и раскрутили новые бренды — «Десять идеальных пицц», «Роллы № 1» и Yaji. Первые два легли в основу онлайн-фудкорта «Много лосося» — платформы, где можно выбрать блюда разных кухонь. Блюда из меню Yaji можно заказать через агрегаторов.
Офлайн-заведения для продвижения «тёмных кухонь» и доставки
После открытия первой точки у метро «Динамо» компания подключила доставку через «Яндекс.Еду» и Delivery Club, но кухне не посыпались заказы. Пришлось потратиться на сайт и рекламу. В первый год работы у партнёров не получилось запустить кухни в других районах.