Яхина, Манижа, Ярмыш. Может ли культура быть вне политики
Все культурные скандалы последнего времени в России упираются в эту формулу, реанимированную у нас в 2000-е: «Культура должна быть вне политики». Но что у нас понимают под словом «политика»?.. Как в 21-м веке, при наличии соцсетей и возможности буквально у каждого публично высказывать свое мнение по любому поводу, провести границу между одним и другим? Это искусственное разделение обречено на провал.
Два главных скандальных сюжета в российской культуре последних месяцев: писательница Гузель Яхина и певица Манижа. Не успела выйти новая книга Яхиной «Эшелон на Самарканд» — о том, как в 1920-е годы спасали беспризорников, — как ее обвинили в плагиате и «незнании истории». Яхина не впервые становится объектом общественной критики: это началось еще в прошлом году, когда на Первом канале вышел сериал по ее первой книге «Зулейха открывает глаза». Причем сериал получился и вовсе невинным, даже по сравнению с книгой, пестрящей отсылками ко всему «хорошему» — коллективизации, эмансипации и тракторизации. Ну да, и попутно — о страданиях советского «винтика», о бесправии и насилии. Надо заметить, что Яхина создает весьма политкорректные художественные версии прошлого, точно выверяя сюжетные линии. Ее книги — это не «вся правда» о голоде в Поволжье (книга «Дети мои») или про тех же беспризорников, а, скажем так, половина правды. Не Солженицын, одним словом. Сама Яхина об этом вполне откровенно и говорит: «Это разговор о том… какую меру страшного можно себе позволить в тексте о советском времени». «Начать диалог о советском прошлом» — неплохо звучит, правда? Учитывая, сколько мы всего узнали — начиная примерно с 1986 года. «Общество не повзрослело» — есть такой штамп. Но тут правильнее было бы сказать: общество впадает в детство, в