Стендапер Стас Старовойтов — о юморе, жизни и фильме с ним

РБКРепортаж

Комик Стас Старовойтов — о юморе в регионах, феминизме и алкоголе

23 февраля в прокат выходит фильм «Батя» — история о том, как сын отправляется на юбилей к отцу с семьей. Одну из главных ролей сыграл стендап-комик Стас Старовойтов — это его кинодебют. Мы поговорили с ним о фильме, юморе и жизни

Евгений Тихонович

756137265194732.jpg
© пресс-служба

Аксакал «StandUp на ТНТ» Стас Старовойтов не перестает удивлять публику трансформациями. В 2016-м Стас рассказал о разводе, что казалось немыслимым для комика с плотно приклеившимся амплуа «семейный»: комедия Старовойтова — с подачи авторов ТНТ — несколько лет строилась на отношениях с женой и детьми, что в итоге надоело ему самому (в подкасте Славы Комиссаренко комик рассказывал, что зачастую темы приходилось высасывать из пальца: жена из шуток имела мало общего с женой Стаса, дочь взрослела не так стремительно, как в его монологах — в общем, тема свернулась в суррогат).

Преданные зрители до сих пор припоминают Стасу былые времена, мол, «раньше было смешнее», но дверь в семейную комедию Старовойтов закрыл навсегда. Сегодня он шутит про саморазвитие, кризис среднего возраста, депрессию, мужчин и женщин — да хоть про выступление на юбилее гуся. А еще — обсуждает новости на YouTube-канале имени себя, записывает подкаст «Что не так?», снимает сериал о жизни стендап-комика и дебютирует в полном метре.

По-свойски, без купюр и на «ты» Стас рассказал главному редактору «РБК Стиль» Евгению Тихоновичу, почему в комики сейчас метит каждый второй и правда ли, комедия так проста, как может показаться со стороны; почему он не любит феминисток, чем хорош российский кинематограф и как ему удалось выкроить время в забитом графике, чтобы избавиться от алкогольной зависимости.

В видеоверсии интервью Стас Старовойтов также пытается отличить «старый» аншлаговский юмор от «нового» стендаперского в специальной игре:

Почему в России сегодня так много стендаперов? Прямо как блогеров.

Я думаю, кажется, что это легко, тебе никто не нужен и это очень быстрый способ реализовать себя в творческом каком-то плане. Поэтому я думаю, что для людей, которые так или иначе активны — может быть, социально — или хотят как-то себя проявить, это самый простой способ: прийти на открытый микрофон, выступить и как бы назвать себя стендап-комиком.

Ну вот я и говорю: как блогеры — любой может стать.

К сожалению, как фотографы, как блогеры. Много таких было трендов, и вот один из сегодняшних — стендап-комик.

Каким сейчас, в 20-х годах XXI века, должен быть комик? Что он должен уметь и чего не должен делать? Не только российский комик, а вообще, мировой.

Я думаю, он должен уметь выхватывать главные какие-то вещи, которые в обществе беспокоят людей, слышать их, чувствовать, транслировать людям. Вот я вчера разговаривал с ребятами в Казани, многие люди, зрители, говорят: «Мы всегда думаем, что мы какие-то ненормальные. И когда мы слышим со сцены о том, что человек, находящийся на сцене, испытывает примерно те же самые эмоции, что и мы, нам становится просто и легко». Какая-то такая вот история была.

Поэтому я думаю, что он должен как-то чувствовать, что происходит. Я думаю, что было бы неплохо, если бы он был опытный и в плане жизни, я имею в виду взрослый. Все-таки отсутствие опыта у комика, именно жизненного, очень сильно влияет на материал, как мне кажется.

756137268458384.jpg
пресс-служба

То есть если мне 20 лет, то, скорее всего, это не будет работать?

Ну почему, будет работать на 20-летнюю аудиторию.

Понятно, а ты сейчас говоришь о взрослой аудитории?

Я о взрослой говорю, да, и я очень рад, что она начинает появляться. И я рад, что она появляется на моих концертах, мне очень приятно, что люди от 30–35 начинают ходить на комедию и начинают ходить вот непосредственно на меня. Я им как-то резонирую, близко, не знаю почему.

То есть это те, кого называют миллениалами? Это твоя целевая аудитория?

Ну, получается так, да, люди от 1980-го до 1989-го.

Ты долгое время, как мне кажется, был заложником амплуа семейного комика.

Так и было, да.

Как думаешь, сейчас тебя уже не так воспринимают?

Сложно сказать, потому что, на самом деле, я решил это не анализировать больше никогда. Можно, в принципе, головой съехать. Шесть лет прошло, как я развелся, в 2014 году. И до сих пор есть люди, которые приходят и говорят: «Вот про жену вы рассказываете очень смешно». При всем уважении к своему зрителю — ну, блин, я не такой. Я извиняюсь, что я какое-то время рассказывал вам эти шутки и вы меня полюбили за это, но, к сожалению… Я дико извиняюсь, но не ко мне больше этот вопрос.

А если говорить про Россию, что должен уметь и чего не должен делать российский комик сегодня, именно российский?

Он не должен быть, как мне кажется, слишком, ну, таким ортодоксальным. Я приведу пример — Сашу Долгополова, да простит он меня за этот пример. Потому что, по идее, не хочется называть никаких фамилий и имен, но вот то, что с ним происходило в 2020 году, — это было странно, на мой личный взгляд.

Это когда он уехал сначала в Израиль, затем в Европу, а потом вернулся?

Вот эта вся история, да, «меня преследует Путин». Ну *** [блин], умоляю. Он [Путин] про Навального что говорит? Какой Саша Долгополов, о чем вы говорите? Если ты хочешь быть политически активным комиком и говорить о таких вещах, ну подожди ты чуть-чуть, вырасти, проанализируй, посмотри, что происходит.

А ты вырос, чтобы говорить?

Нет, я не вырос, я в этом не понимаю ничего. Меня это вообще не интересует, искренне могу сказать, потому что ничего интересного в этом я для себя не нахожу.

756137270065495.jpg
пресс-служба

Ты смотришь КВН?

Я смотрю. Причем я начал смотреть обзоры на КВН, потому что это экономит время и ты четко понимаешь, что происходит. Они даже интереснее, чем сама игра.

И что там происходит?

Там смешно. Савва, допустим, очень смешно комментирует все, что происходит. Но здравомыслящему человеку невозможно смотреть КВН.

Я вот тоже не могу до сих пор научиться смеяться от КВН.

А ты не будешь смеяться, он не для этого существует. Он существует, потому что структура АМиКа вырастила хренову гору людей, которые посвящают этому жизнь. И они искренне за это переживают — насколько я помню, когда я в КВН играл, ты прямо искренне в это веришь во все. И что с ними делать? Это, по сути, как бы такой кабинетик, не знаю, комнатка для ребят, которые играют в КВН и искренне в него верят.

Юмор в регионах отличается от юмора в Москве? И восприятие юмора?

Конечно, отличается, безусловно. Многие люди более открыты, они неискушенные. Если в Москве или в Питере стендапа много, комиков много, то, условно говоря, в Казани для них это событие. Они очень добрые, открытые, теплые люди, они готовы смеяться над какой-то вообще абсолютной ерундой, и тебе от этого круто. В Москве надо попотеть, чтобы рассмешить людей. Ну, естественно, когда у тебя много чего-то, ты рано или поздно начинаешь на это все смотреть так: «М-м-м… окей».

Комик должен быть умным? Можно ли смешить людей шутками, если, условно, ты дурак?

Он обязан быть умным. Ты, как дурак, будешь смешить дураков, конечно же. Ну, а их много, давайте будем откровенны. Много очень, к сожалению.

Культура языка насколько важна? То есть если комику пишут готовые шутки, но сам он, прямо скажем, косноязычный и говорит так себе.

Вот я прямо люблю, когда интересные словесные конструкции присутствуют в речи комика. Возможно, это даже не будет шуткой с точки зрения сетапа и панчлайна (сетап — вводная часть шутки, описание ситуации или утверждение факта; панчлайн — вторая часть, кульминация, которая делает шутку смешной. «РБК Стиль»), а вот оно просто будет смешно как-то сформулировано, и я от этого больше удовольствия получу, чем если услышу просто шутку правильной конструкции. Для меня это очень важно. Кто-то на это болт забивает.

Антиквары никогда не сдают свои источники, своих поставщиков. Стендаперы сдают своих авторов? Вообще, насколько это ценный «товар»?

По факту авторов-то больших нет — вот именно авторов. Ну, есть у тебя камеди бадди (человек, который помогает оттачивать шутки. «РБК Стиль»), или есть у тебя друг, который тебе помогает разгонять. Но так, что вот есть автор где-то, ты пришел, тебе дали шесть листов, ты посмотрел такой: «Вот это буду, вот это не буду…» — такого нет, конечно.

То есть нельзя просто написать кому-то: «Чувак, нужны хорошие шутки»?

Мы пробовали. Я сейчас сериал заканчиваю, наш общий, там есть стендап, слот такой, и мы пытались давать задание комикам, чтобы они писали шутки. Ничего из этого хорошего не вышло. То есть в конечном итоге мне пришлось самому это все брать и перерабатывать.

756137270727673.jpg
пресс-служба

Значит, ты сам тоже пишешь шутки?

Так я и пишу, да. Ребята, все, кто сейчас подумают, что я вру: большинство я пишу. Конечно, есть люди, которые помогают.

Технологически как это происходит? Вот ты сел…

Нет, если я так сяду, то я никогда ничего не придумаю. Я так и просижу месяц: «Что же мне написать…»

Хорошо, допустим, Алексей Навальный выпустил расследование…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
В морской плесени нашли вещество, защищающее от химических токсинов В морской плесени нашли вещество, защищающее от химических токсинов

Результаты исследования морского плесневого гриба Penicillium dimorphosporum

Популярная механика
Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались

Как величайшие спортсмены уходили на пенсию?

Forbes
31 способ понять, что за человек перед вами 31 способ понять, что за человек перед вами

Несколько особенностей поведения, которые приоткроют тайну личности близкого

Psychologies
Что такое субъективная бессонница и как ее лечить Что такое субъективная бессонница и как ее лечить

Не спите всю ночь? А может быть, это только ощущение?

РБК
Джастин Тимберлейк в «Палмере» примеряет на себя амплуа разочарованного социопата Джастин Тимберлейк в «Палмере» примеряет на себя амплуа разочарованного социопата

«Палмер» — драматическая картина о дружбе

GQ
Итоги «войны» Reddit и Уолл-стрит для её героев: кинотеатры AMC спасли себя, а GameStop не воспользовалась шумом Итоги «войны» Reddit и Уолл-стрит для её героев: кинотеатры AMC спасли себя, а GameStop не воспользовалась шумом

На GameStop заработали частные инвесторы и фонды, но не сам магазин

VC.RU
Разнотык: «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского Разнотык: «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского

Как Андрей Кончаловский показал палачей в фильме «Дорогие товарищи!»

Школа Masters
Наше, родное: российские сериалы 2020-го, которые ничем не уступают «Нетфликсу» Наше, родное: российские сериалы 2020-го, которые ничем не уступают «Нетфликсу»

Российские сериалы, в которых прекрасно все — история, герои, режиссура

Cosmopolitan
«Я смог бы сыграть всё» «Я смог бы сыграть всё»

Почему Антон Шагин не снимается в рекламе и не повторяется в ролях

OK!
Моя семья и другие звери Моя семья и другие звери

История любви Николая и Татьяны Дроздовых длиной в сорок четыре года

Tatler
Звезда «Топей» и будущий «Майор Гром»: интервью с Тихоном Жизневским Звезда «Топей» и будущий «Майор Гром»: интервью с Тихоном Жизневским

Тихон Жизневский — о том, почему важно вовремя уйти и вовремя вернуться

Cosmopolitan
Как убрать синяк: 8 научно обоснованных способов Как убрать синяк: 8 научно обоснованных способов

Несколько способов, как предотвратить образование гематомы

РБК
Обнажить седины Обнажить седины

Чем сильней проседь, тем ближе закат жизни и немощь?

Psychologies
Физики измерили асимметрию антикварков внутри протона Физики измерили асимметрию антикварков внутри протона

Асимметрия в распределении верхних и нижних антикварков внутри протона

N+1
В поисках смысла В поисках смысла

Сегодня в кино Юра Борисов нарасхват

OK!
Менсплейнинг — зло: женщины поделились историями, когда мужчины с умным видом втирали им очевидное Менсплейнинг — зло: женщины поделились историями, когда мужчины с умным видом втирали им очевидное

Как мужчины поучают женщин, независимо от того, насколько они сами компетентны

Playboy
Готовим за 30 минут: 5 рецептов быстрого и изысканного завтрака Готовим за 30 минут: 5 рецептов быстрого и изысканного завтрака

Пять рецептов необычных блюд, которые отлично подходят для завтрака

Cosmopolitan
10 душераздирающих фильмов, которые заставят вас плакать 10 душераздирающих фильмов, которые заставят вас плакать

10 чудесных лент, во время просмотра которых мы можете заплакать!

Cosmopolitan
Мурашки по коже: необычные триллеры, которые затягивают не на шутку Мурашки по коже: необычные триллеры, которые затягивают не на шутку

От этих фильмов действительно становится не по себе

Cosmopolitan
Фильмы, которые предсказали и накаркали беду Фильмы, которые предсказали и накаркали беду

Некоторые киносюжеты сбылись и наделали пакостей в реальном мире

Maxim
«Не нравится феминизм — учите матчасть»: Яна Чурикова — о равноправии, «людях из телека» и своем новом шоу «Не нравится феминизм — учите матчасть»: Яна Чурикова — о равноправии, «людях из телека» и своем новом шоу

Яна Чурикова — о том, как быть феминисткой в профессии, где оценивают внешность

Forbes
Перекачанные лица, или Overfilling: как выходят и чем грозят, знает косметолог Перекачанные лица, или Overfilling: как выходят и чем грозят, знает косметолог

Зачем так надуваться? Психологическая проблема или ошибка пластического хирурга?

Cosmopolitan
Наука о землетрясениях, вулканах и гораздо большем Наука о землетрясениях, вулканах и гораздо большем

Сколько же на самом деле происходит землетрясений и извержений в мире и России

Наука
20 способов стать идеальным партнером 20 способов стать идеальным партнером

Как стать лучше в глазах любимого человека?

Psychologies
Тело как улика Тело как улика

Бодинейтральность – новая тенденция, которая приходит на смену бодипозитиву

Cosmopolitan
Сильный бренд, но слабый бизнес: Gibson за 127 лет производства гитар не раз сталкивалась с проблемами, но выжила Сильный бренд, но слабый бизнес: Gibson за 127 лет производства гитар не раз сталкивалась с проблемами, но выжила

История самого известного гитарного бренда Gibson

VC.RU
Илья Ковальчук: «У нас забрали флаг и гимн – мы будем забирать медали» Илья Ковальчук: «У нас забрали флаг и гимн – мы будем забирать медали»

Хоккеист сборной России: о возвращении на родину и украденной клюшке

GQ
Физики подтвердили полиморфизм льда и открыли лед-XIX Физики подтвердили полиморфизм льда и открыли лед-XIX

Физики нашли новую кристаллическую фазу воды при высоком давлении

N+1
Уроки бизнеса в русской классике: как плохое ТЗ, русский комплекс неполноценности и скрепы привели к провалу Левши Уроки бизнеса в русской классике: как плохое ТЗ, русский комплекс неполноценности и скрепы привели к провалу Левши

Отрывок из книги «Бесполезная классика» Леонида Клейна

Inc.
Открыть в приложении