«Коллекционеры — люди с амбициями»: как стартап Smart Art зарабатывает на искусстве
За три года с момента открытия Smart Art провела 10 выставок молодых российских художников, став успешным стартапом на рынке современного искусства. О том, что такое Smart Art, сколько они зарабатывают на арт-рынке, Forbes Life спросил у Екатерины Винокуровой и Анастасии Карнеевой
В выставочном пространстве ММоМА на Гоголевском бульваре до 17 ноября идут две выставки: Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени» и Дарьи Иринчеевой «Непрерывная функция». Оба проекта организованы при поддержке Smart Art, компании, основанной арт-консультантами, экс-топ-менеджерами российского отделения Christie's Екатериной Винокуровой и Анастасией Карнеевой.
Что же такое Smart Art? Это все-таки не галерея?
Екатерина Винокурова: Мы — консалтинговая компания в сфере искусства.
Анастасия Карнеева: Мы не галерея. В России только развивается рынок искусства и почти нет галерей, которые бы отвечали мировым критериям.То есть проблема не только в галереях или в галеристах, в художниках или в нас.
Е.В.: У нас другие правила игры.
Получается, вы сами себе придумали правила?
Е.В.: Да, мы придумали модель, которая, как мы считаем, более приемлема для нашей аудитории и для московского рынка. Мы учли опыт, полученный в аукционном доме Christie's, когда открывали собственное дело. Мы решили создавать самостоятельные проекты на разных площадках, а не работать с одним и тем же небольшим пространством. Поэтому у нас нет своей постоянной выставочной площадки.
А.К.: Мы понимали, что хотим делать полноценные проекты с куратором, каталогом, чтобы художник мог высказать свою идею на все 100 процентов. К тому же у нас много знакомых коллекционеров, наших друзей, которые стали коллекционерами, плюс, знакомых наших знакомых, которые хотели получить консультации и советы по покупке и по уже существующему собранию. А галерея все-таки, должна заниматься именно своими художниками, продавать их работы. Формат нашего бизнеса предполагает развитие карьеры художников и частных и корпоративных коллекций искусства. Для нас важны оба эти направления.
Когда вы организуете выставку, как решается вопрос оплаты работы куратора, аренды помещения, выпуска каталога?
Е.В.: Мы делаем фандрайзинг, то есть ищем спонсоров под каждый проект. Обычно к нам приходит художник с новым проектом, как сейчас, например, Сергей Сапожников. Мы вместе составляем бюджет, решаем, какого куратора пригласить, российского или иностранного.
А.К.: Мы вместе с художником выбираем пространство. Если мы решаем, что для конкретного проекта подходит Третьяковская галерея, то мы с Катей начинаем вести переговоры. Это продюсерская работа. Просто в нашей области нет такой профессии, как продюсер. Примерно так работают театральные продюсеры.
Но у театральных продюсеров все в минус, если их послушать.
Е.В.: Нет, у нас все более радужно.
А.К.: Мы ставим целью продать все. Мы хотим, чтобы наши художники зарабатывали своим трудом. Мы не хотим, чтобы им бесконечно давали гранты, кто-то помогал деньгами.
Е.В.: Да, мы хотим, чтобы искусство продавалось.
Какой у вас договор с художниками? Какой процент от продажи вы забираете себе?
А.К.: 35%.
Е.В.: В галереях это обычно 50%.
Сколько у вас художников?
Е.В.: Десять. Мы поставили перед собой цель — сделать каждому художнику персональную выставку. Но художники все разные. Некоторые, действуют более активно, как, например, Сергей Сапожников. Он сделал персональную выставку, сейчас планирует еще одну, и еще у него две задумки. А некоторых приходится «подталкивать».
А.К.: Мы верим в этих художников, в их талант, и в то, что их искусство останется в истории. Мы понимаем, что хотя это и тяжело, и не всегда приятно, в принципе, это правильный подход, который должен использовать галерист.
Какие критерии отбора? Эти художники вам самим лично нравятся?
Е.В.: Да, конечно. Это и наш субъективный выбор, и объективный критерий. Мы работаем не с начинающими художниками, а с теми, у кого уже есть определенное количество персональных проектов. Кто-то участвовал в биеннале, кто-то уже был на Манифесте. Например, Саша Паперно — серьезный художник с большим стажем. В этом году с нашим проектом «Любовь к себе среди руин» она номинирована на Премию Кандинского. Света Шуваева была номинирована на «Инновацию» с нашим проектом «Последние квартиры с видом на озеро».
А.К.: Галереи занимаются молодыми, они находят таланты. Потом, когда художники доходят до определенного уровня развития и узнаваемости, ими занимаются более крупные в международном контексте галереи. Но поскольку наш рынок находится в стадии развития, художникам особо некуда пойти. Мы пытаемся занять эту нишу.