Главное для меня — понимание роли

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку»

Светлана Колпакова много снимается в кино. Ее карьера началась с фильма «Оттепель», продолжилась картинами «Стандарты красоты», «Тайны города Эн», «Чего хотят женщины», «Мосгаз», «Шифр». При этом играет главные роли в МХТ и успевает заниматься семьей. В интервью «Коллекции» Светлана рассказала о своем актерском пути.

Беседовала Елена Ланкина

Вы уже 18 лет играете в Московском Художественном театре. А любимый спектакль у вас есть?

— Да, «Веселые времена» на Малой сцене МХТ. Этот спектакль совершенно неожиданно возник в моей жизни, меня в него ввели на главную роль месяца за полтора до выпуска. Помню, пьесу прислали летом, в августе мы все собрались и уже в начале сентября сыграли премьеру.

— Это комедия?

— Да, лирическая комедия по мотивам старого голливудского фильма «Ниночка» с Гретой Гарбо в заглавной роли. Начинается она с того, что в Париж приезжают советские агенты, чтобы продать на аукционе драгоценности русской аристократии, конфискованные во время революции. Великая княгиня Свана, мечтающая вернуть свои украшения, подсылает к ним своего любовника — графа Дальгу. Тот знакомит их со злачными местами французской столицы, и они забывают о своем задании. Тогда из Москвы присылают ответственного партработника Нину Якушеву, чтобы завершить продажу драгоценностей. Она не поддается буржуазным соблазнам, но не может устоять перед графом Дальгу...

Роль Ниночки я обожаю. Во-первых, потому, что она главная, а это имеет огромное значение, когда ты локомотив постановки и можешь вкусить всю прелесть профессии. Во-вторых, в большой роли есть возможность протянуть какую-то линию, какую-то тему и показать актерское мастерство. Играть превращение несгибаемой большевички в нормальную живую женщину, теряющую голову от любви, безумно интересно. И у меня замечательный партнер — графа Дальгу играет Константин Крюков. Это стопроцентное попадание в роль легкого, «нездешнего» героя.

— Говорят, в МХТ не принято отказываться даже от очень небольших ролей.

— Тем не менее иногда приходится, и театр идет навстречу. Даже при Олеге Павловиче Табакове, при котором я проработала 14 сезонов, можно было всегда отпроситься на съемки.

Конечно, сейчас, находясь уже в другой возрастной категории, я отдаю предпочтение большим работам — и в театре, и в кино. Нет, если роль маленькая, но яркая и есть что сыграть на небольшом отрезке времени, провести какую-то линию персонажа, я соглашаюсь. Но если это просто функциональная история, отказываюсь.

— Зачем вообще люди идут в актерскую профессию? Что ими движет?

— Да кто зачем. Я в актрисы не рвалась, хотя с малых лет выходила на сцену. Семья моя не связана с искусством. Папа — тренер по спортивной гимнастике, мама — экономист, старшая сестра — врач. По рассказам мамы, в детстве я была необыкновенно подвижной, и чтобы направить мою неуемную энергию в нужное русло, они с папой отдали меня в танцы. Сначала я танцевала в ансамбле «Школьные годы», недолго, потом — в знаменитом Ансамбле песни и пляски имени Локтева.

— Наверное, туда был нешуточный конкурс?

— Нет, у нас просто проверяли природные данные, гибкость, растяжку, музыкальность. Вот при поступлении в хореографическое училище конкурс проходят не только дети, но в каком-то смысле и родители. Глядя на мам и пап, педагоги пытаются представить, каким будет ребенок, когда подрастет. Лет в десять за компанию с нашими девчонками из ансамбля я ходила пробоваться в Московскую государственную академию хореографии, но не прошла, потому что у меня «не балетное» сложение, широкая кость, высокий рост.

— Хотели в балет?

— Нет, просто двигаться и танцевать. В тринадцать поступила в хореографическую школу-студию Хора имени Пятницкого. Это было среднее специальное учебное заведение, после которого многие мои одноклассники попали в самые известные ансамбли народного танца — Игоря Моисеева, песни и пляски Российской армии, «Березку». Обучение продолжалось три года. Параллельно в школе № 1113 с углубленным изучением музыки и хореографии мы получили среднее образование. Это было обязательным условием — чтобы дети ушли из своих школ, потому что в школе искусств, как ее называли, была не только специальная программа, но и режим дня. Сначала мы занимались общеобразовательными предметами, а потом всем классом шли на занятия в Концертный зал имени Чайковского, где базируется Хор имени Пятницкого. В 16 лет я получила свой первый диплом — артистки народного танца.

Светлана Колпакова и Юрий Стоянов в спектакле МХТ «Женитьба», премьера в 2010 году

— С такой корочкой, по идее, должны были тоже танцевать в каком-нибудь ансамбле?

— По-хорошему — да, но родители настояли на том, чтобы я получила высшее образование. Им не хотелось, особенно маме, чтобы вся моя жизнь была связана с танцами. В то время я увлеклась современной хореографией, джаз-модерном, занималась в школе известного хореографа Фаруха Ниязали и подумывала о том, чтобы продолжить обучение за границей. Мама предложила альтернативу — поступить в театральный вуз в Москве.

— Значит, мама все за вас решила?

— Ну, не то чтобы решила, мы вместе думали, куда мне поступать. Обсуждали гуманитарные вузы, и в какой-то момент она внезапно сказала: «Может, попробуешь в театральный?»

У меня такой идеи никогда не возникало, хотя я всегда видела себя на сцене. Видимо, мама это понимала, как и то, что перспектива учиться на экономиста или юриста восторга у дочери не вызовет. И я безумно благодарна родителям за то, что они абсолютно точно попали в мою природу, угадали мое призвание не только в 16 лет, но и в раннем детстве, когда стали занимать движением и развивать музыкальность. Все полученные навыки пригодились в профессии.

— Вы окончили школу в шестнадцать?

— Да, и с первого раза поступила в Щукинское училище. Настолько легко, что даже толком не осознала значение этого события. Позже удивлялась: «Господи, как же так, другие годами штурмуют театральные вузы, готовят разные программы, занимаются с педагогами, а я не грезила актерской профессией, она сама меня к себе притянула...»

Обычно все готовят по несколько прозаических отрывков, стихов и басен, у меня же программа была минимальная — рассказ Зощенко «Неравный брак», стихотворение Ахматовой «Песня последней встречи» и басня Крылова «Ворона и Лисица». Мне казалось, что после Зощенко, после комедийной истории про невинную девушку, вышедшую замуж за дряхлого старика, нужно показать себя с другой стороны и прочитать какие-то глубокие и лирические стихи, вот я и выбрала Ахматову. На словах «Так беспомощно грудь холодела, но шаги мои были легки...» автоматически дотронулась до груди. В приемной комиссии раздался смех. Я вздрогнула, но меня не остановили и пропустили на следующий тур. Потом уже, будучи студенткой первого курса, как-то спросила нашего педагога Юрия Вениаминовича Шлыкова, сидевшего на отборочных турах, что тогда так развеселило экзаменаторов. «Светочка, вы видели свою грудь? Она не может беспомощно холодеть», — ответил он.

Светлана Колпакова и Константин Крюков в спектакле МХТ «Веселые времена», премьера в 2017 году

— Приемную комиссию покорил ваш комический талант?

— Ну, покорил — это сильно сказано. Думаю, мне помогло то, что я не занималась ни в каких театральных студиях и читала искренне, так, как чувствовала. Педагоги видели мои природные данные, а не какие-то затверженные штампы. У нас были прекрасные учителя и замечательный мастер — Михаил Борисович Борисов. К сожалению, его уже нет. Могу сказать, что была его любимой студенткой. И я безумно любила Михаила Борисовича и очень благодарна щукинской школе.

На выпускном курсе я показывалась в разные театры. Вообще, это очень болезненная история, про которую студенты шутят: «Вот слезаем с пьедестала, начинаем все сначала». Меня брали и в Театр Вахтангова, и в Маяковку, и в МХТ. В Театр Вахтангова даже не потому, что участвовала в спектаклях, в них все студенты участвуют, особенно в «Принцессе Турандот» и «За двумя зайцами», — в него традиционно вливаются многие выпускники «родного» Щукинского училища.

— Но вы в него не пошли?

— На четвертом курсе я пересмотрела практически весь репертуар московских театров. При всем моем преклонении перед тогдашним худруком Михаилом Александровичем Ульяновым Вахтанговский, по моим ощущениям, переживал не лучшие времена. То, что я видела в МХТ, мне было созвучно гораздо больше. К тому же там три сцены, а это дает больше возможностей для артистов. Для меня востребованность всегда была очень важна. Я с детства заряжена на плотный график и хотела избежать простоя. Поэтому одновременно с поступлением в театр поступила в аспирантуру на кафедре пластической выразительности в Щукинском училище. Боялась, что буду сидеть без работы. Есть такое предубеждение, что молодой актер первое время обязательно бегает в массовке или вообще ничего не делает. В действительности все оказалось совершенно иначе, за что низкий поклон Олегу Павловичу Табакову.

Светлана Колпакова в сериале «Оттепель», режиссер Валерий Тодоровский, 2013 год

— Вы ему показывались в МХТ?

— Да, и после показа он позвал меня к себе в кабинет, чтобы пригласить в театр. Спросил, какие еще предложения я получила, и сказал: «Иди ко мне, у меня будет лучше». Потом я каждый год выпускала новый спектакль. Олег Павлович не только меня занимал постоянно, но и других актеров, и все время приглашал новых режиссеров. В МХТ на каждом этаже шли репетиции: в какой зал ни заглянешь, везде кипела работа. Я бесконечно благодарна Табакову за то, что получила такой колоссальный опыт. Очень важно, придя в профессию, сразу включиться в работу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры» Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историй
Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра Зачем нам чувства? Понятно о науке: объяснения психиатра

Как у нас возникают эмоции и для чего они нам нужны?

Psychologies
Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия Борис Невзоров. Позднее счастье и незабытая трагедия

У него действительно была очень сложная личная жизнь

Коллекция. Караван историй
Максим Траньков. Служебный роман Максим Траньков. Служебный роман

История-предупреждение от олимпийского чемпиона Сочи-2014

Maxim
Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...» Ирина Пегова: «Хочется быть тихой, спокойной, нежной...»

Режиссеры находятся в плену ролей, которые я когда-то сыграла

Коллекция. Караван историй
Почему болят ноги и стопы: 5 причин, которые не сразу приходят в голову Почему болят ноги и стопы: 5 причин, которые не сразу приходят в голову

Основные причины появления болей в ногах и стопах

VOICE
Валерий Плотников. Друзей моих прекрасные черты Валерий Плотников. Друзей моих прекрасные черты

Валерий Плотников рассказывает, как он создавал портреты легендарных личностей

Караван историй
«Вишневый сад» по-испански. О победителе Берлинского кинофестиваля «Земля Алькаррас» «Вишневый сад» по-испански. О победителе Берлинского кинофестиваля «Земля Алькаррас»

О важных изменениях устройства цивилизации — в фильме «Земля Алькаррас»

СНОБ
Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов Как справиться с тревогой во время авиаперелета. 10 советов

Наши советы помогут одолеть тревогу и спокойно пережить взлет и посадку

Караван историй
Неожиданно: бензопилы изначально были изобретены для оказания помощи при родах Неожиданно: бензопилы изначально были изобретены для оказания помощи при родах

Удивительно, но факт: в XVIII веке бензопилы использовались при родах

ТехИнсайдер
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

Адвокат Добровинский выполняет заявки читателей

Tatler
Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда Не маскирует возраст, но сохранила рыжую гриву: как изменилась обаятельная звезда

Австралийская актриса Миранда Отто стала звездой мирового масштаба в одночасье

VOICE
Одна вокруг света: пустынные пейзажи Патагонии и путешествие через нацпарк Пуйеуэ Одна вокруг света: пустынные пейзажи Патагонии и путешествие через нацпарк Пуйеуэ

213-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Патагония

Forbes
Как отправить большой файл: 6 способов Как отправить большой файл: 6 способов

Как отправить большой файл, не оплачивая подписки на облака и файлообменники

CHIP
Анимационная студия «Феникс»: Никогда не знаешь, чего ожидать от аудитории Анимационная студия «Феникс»: Никогда не знаешь, чего ожидать от аудитории

Основатели студии «Феникс» — о своем пути и своей популярности

СНОБ
На стыке эпох На стыке эпох

Уникальный интерьер в духе дореволюционных петербургских домов

SALON-Interior
Renault Arkana. Поедем в купе Renault Arkana. Поедем в купе

Arkana: Уникальный проект от Renault

4x4 Club
Jaguar, Range Rover и Defender дистанцируются от Land Rover Jaguar, Range Rover и Defender дистанцируются от Land Rover

Кажется пришло время попрощаться со старым добрым Land Rover

4x4 Club
12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание 12 вопросов врачу, которые помогут предупредить или выявить онкозаболевание

Что такое онконастороженность?

Psychologies
Меценат Наталия Опалева — о нонконформистах и чувстве сопричастности Меценат Наталия Опалева — о нонконформистах и чувстве сопричастности

Основатель музея AZ Наталией Опалевой — как соединяются бизнес и искусство

РБК
«Голем и Джин»: роман о встрече двух одиноких мифических существ в Нью-Йорке «Голем и Джин»: роман о встрече двух одиноких мифических существ в Нью-Йорке

Отрывок из романа «Голем и Джин» — истории о двух необычных иммигрантах

Forbes
Совет эксперта, как вырастить успешных детей. 78% американцев этого не делают Совет эксперта, как вырастить успешных детей. 78% американцев этого не делают

Как подготовить успешную карьеру вашего ребенка?

ТехИнсайдер
Как быстро худеть весной и летом: секрет успеха от голливудского диетолога Как быстро худеть весной и летом: секрет успеха от голливудского диетолога

Американский диетолог раскрыл самую простую формулу похудения

VOICE
Музыкальная пауза: история народного хита Музыкальная пауза: история народного хита

Вспоминаем историю главной песни Михаила Круга

Правила жизни
Как плавать в соляной кислоте Как плавать в соляной кислоте

Алексей Рахманов — об эффективности судостроительной компании и конкуренции

Эксперт
«Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык «Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык

Наш язык плотно связывает "увеличение" с "улучшением"

ТехИнсайдер
Бизнес как часть организма Бизнес как часть организма

Компания «СМ-клиника» наращивает свое присутствие на рынке частной медицины

Эксперт
На восьми ветрах На восьми ветрах

Октоторп–Хаус — дом, похожий на хештег

SALON-Interior
В 64 миллиона раз нейробиологи увеличили разрешение МРТ-снимков мозга В 64 миллиона раз нейробиологи увеличили разрешение МРТ-снимков мозга

Нейробиологи радикально повысили разрешение МРТ

ТехИнсайдер
По деревянным биркам на мумиях можно восстановить климат древнего Египта По деревянным биркам на мумиях можно восстановить климат древнего Египта

Какими были климатические условия древнего Египта?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении