На любых актерских курсах учат: актриса не должна много думать головой

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Яна Крайнова: «Даже после успеха «Дневника доктора Зайцевой» я чувствовала себя самозванкой»

Записала Елена Редреева

Фото: О. Чиж/из архива Я. Крайновой

«У меня появились мягкость, приятные округлости тела, даже вес прибавился. И только я начинаю принимать себя такой, меня утверждают сразу на два проекта: во второй сезон «Гадалки», где я должна быть худющей, и на главную роль в «Статье 105». Моя героиня — главный следователь, неулыбающаяся, замкнутая Катя. Начинаю читать сценарии, а внутри меня все сопротивляется: я так долго шла к своей женственности, и тут снова маскулинные характеры».

На любых актерских курсах учат: актриса не должна много думать головой. Если режиссер сказал: «Иди к тому дереву и поваляйся возле него», не надо задавать вопросов: «А как? А для чего?» Актриса умирает, когда начинает анализировать: становится клишированной, неживой. Так что просто делай, а тело само подскажет. Кто бы мне, 30-летней, тогда сказал, что в жизни многое работает по тем же законам...

Я вернулась из Лос-Анджелеса в свою съемную московскую квартиру на «Рижской» и увидела его вещи. После восьми лет отношений на расстоянии мы решили наконец съехаться. Несколько коробок, чемодан — в голове тут же стали всплывать картинки из прошлого.

Мы познакомились, когда я еще училась в актерской студии в Риге, а начали встречаться, когда стала студенткой ВГИКа. Он работал дизайнером интерьеров и в качестве хобби занимался музыкой — у него была своя группа. Вместе мы пережили многое: мои неудачи, потом большой успех — это ведь тоже надо сдюжить. Особенно мужчине. Особенно творческому.

После «Дневника доктора Зайцевой» я была «на волне». Его же дизайнерская карьера, наоборот, больше напоминала тихую гавань. В Латвии, как и во всем мире тогда, грянул финансовый кризис. У Вадима он совпал с кризисом творческим. Четыре года, ровно половину того времени, что мы были вместе, он находился в затяжной депрессии. Наши многочасовые разговоры по скайпу стали часто заканчиваться ссорами, обидами. Живи мы вместе, все можно было бы решить простыми объятиями. А тут как? Я ему: «Как дела?» — из Москвы. Он мне: «Нормально», — из Риги. Тут бы мне поставить ультиматум: «Слушай, реальность такова: я — тут, ты — там. И мне такая история не подходит, давай что-то решать». Но я так не могла, не умела. Поэтому с вопросом о его переезде ко мне старалась не давить. Мне казалось, что я, как мудрая и понимающая женщина, поступаю правильно. А на деле лишь срывала пластырь с кровоточащей раны — медленно, мучительно, больно...

Яна Крайнова с мамой Ларисой. Фото: из архива Я. Крайновой

После нескольких лет аккуратных намеков Вадим наконец сдался. Новую главу наших отношений мы решили открыть сразу после того, как я вернусь из Америки. В Лос-Анджелес я ехала учиться актерскому мастерству у знаменитого голливудского коуча Иваны Чаббак. Но помимо того, что она классный мастер, Ивана оказалась еще и офигенным психологом — разворотила меня так, что по возвращении в Москву я сразу позвонила Вадиму. «Не приезжай. Вещи потом заберешь», — сказала ему, обрывая последнюю ниточку, которая нас связывала.

Понимала, что здесь, в Москве, ему нужно будет время, чтобы освоиться. А я уже дошла до предела. Не могла ни любить, ни терпеть, ни поддерживать. А главное, я просто не понимала, зачем мне этот мужчина.

Есть такая прекрасная фраза: «В отношениях мы сходимся травмами». Изголодавшись по заботе, которую все эти годы так не смогла почувствовать от Вадима, я притянулась к другому мужчине, который эту заботу смог мне дать. Все мои проблемы решались буквально по щелчку пальцев. Я удивлялась: а так тоже бывает? Живительная влага упала на мою сухую почву, и я впитывала ее с жадностью. А когда все улеглось, вдруг поняла, что круто запуталась. Мне стало страшно, что совершила фатальную ошибку, расставшись с любимым человеком, быть может, предначертанным мне судьбой. Я же такая — у меня все на всю жизнь. Если выбираю мужчину, мне не нужно прыгать туда-сюда. Уверена, Вадим был бы прекрасным папой. Каким мужем — кто знает, а папой — замечательным.

Яна Крайнова с папой Сергеем. Фото: из архива Я. Крайновой

Все эти мысли разрывали меня. Я сильно похудела — из хорошенькой, с формами доктора Зайцевой превратилась в тощую стерву с длиннющими белыми волосами. И именно такой меня утверждают на роль в «Гадалке». Мы очень часто говорим, что успех приходит только на энергию и витальность, на то, что ты находишься не в позиции жертвы. А оказалось, что и на такое притягивается. На пробах я излучала холодный секс — и это было то, что нужно. А в жизни...

Однажды вернулась домой, села на кровать — и меня накрыло первой в жизни панической атакой: я стала задыхаться. Кортизол рванул вверх так, что не соображала, что делать. Маленькими вздохами пыталась ухватить ускользающий воздух. Мой кот Пиу сидел напротив и смотрел на меня с ужасом. Вдруг в голове промелькнула мысль: «Яна, тебе просто нужно с кем-то поговорить». Бросаюсь к телефону, набираю номер своей подруги детства Вики — мы с ней дружим уже 30 лет, с первого класса латвийской школы вместе. Только я уехала в Москву поступать, а она — в Стокгольм. И до сих пор там живет с семьей.

Яна Крайнова с подругой Викой. Фото: из архива Я. Крайновой

Несмотря на поздний час — а было уже глубоко за полночь, — она взяла трубку.

— Просто поговори со мной, — пытаюсь сказать я, но выходит какая-то мешанина из букв и звуков.

Вика сразу «выкупила», что происходит, и стала отвлекать разговорами: «А помнишь, мы с тобой в прошлом в Москве ходили туда-то сюда-то...»

— Д-да! — отвечаю.

А про себя думаю: «Блин, у меня такая проблема сейчас, а она какие-то глупости спрашивает». Но именно эти глупости и вывели меня из оцепенения.

— Слушай, — говорю ей, — у меня сейчас четыре дня выходных между съемками, я к тебе прилечу.

Билет, самолет, Стокгольм. Ночью в квартире Вики мы пьем вино, слушаем «Сплин», «Наутилус», долго разговариваем — все как по классике, как в юности, когда страдаешь по какому-нибудь мальчику. Наутро после таких посиделок как рукой все снимало. Но я просыпаюсь — так же плохо.

«Понятно, — говорит Вика. — Тогда поехали...»

Я была в таком апатичном состоянии, что даже не поинтересовалась куда. Еле дошла до машины, каждый шаг мне давался с таким трудом, как будто я взбираюсь на вершину Эвереста, настолько сил не было. Теперь понимаю тех людей, которые в депрессии с дивана встать не могут. Это действительно сложно: гормоны работают так, что ни серотонина, ни дофамина — гормонов счастья — нет. И жизненных сил — соответственно. И самый бесполезный совет, который в этот момент можно дать, — перестать дурью маяться и пойти поработать. Это не апатия, которую можно так вылечить, тут уже нужны специалисты.

Алена Чехова, Никита Сергеевич Михалков и Яна Крайнова на показе «Русский cилуэт», 2023 год. Фото: из архива Я. Крайновой

Вика привезла в спальный район Стокгольма. Совершенно такой же, как и все остальные спальные районы — чтобы вы не думали, что там повсюду готика и романский стиль. Заходим в какой-то дом, поднимаемся по лестнице, дверь открывает женщина с котом, черным как смоль. Вика толкает меня в квартиру и закрывает за мной дверь. Я в шоке. Незнакомая женщина улыбается.

— Привет, Яна. Я Инна, психолог...

— Не-не-не! Что за бред! Меня обманным путем сюда заманили! — Я пытаюсь справиться с дверным замком, чтобы сбежать, но ничего не выходит.

Даже не пытаясь меня остановить, Инна продолжает тем же спокойным тоном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо» Кристина Бродская: «Мастер говорил, что характер для артистки — это плохо»

«Я выбрала правильный путь: у меня дети, семья, любящий муж»

Караван историй
Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава» Константин Купервейс: «Если б я так умел играть, я бы горы свернул!» — сказал мне Булат Окуджава»

Пианист Константин Купервейс вспоминает о работе с легендами

Коллекция. Караван историй
Товарищ Тело Товарищ Тело

«Субстанция»: еще один важный боди-хоррор

Weekend
Самвел Мужикян. Положительный герой Самвел Мужикян. Положительный герой

"Вот поэтому я Нагиев, а ты по-прежнему Мужикян"

Коллекция. Караван историй
Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога Образ собаки во сне: толкование сонников и психолога

Разбираемся, к чему снится собака с точки зрения сонников и психолога

Psychologies
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
«Больше нуждается в евреях, чем в пекарях»: как разные народы уживались в Венеции «Больше нуждается в евреях, чем в пекарях»: как разные народы уживались в Венеции

Глава из книги «Венеция. История воды и суши»

Forbes
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей? Заговор «мертвого интернета»: правда ли, что ботов в сети больше, чем людей?

Кто доминирует в онлайн-пространстве: реальные пользователи или боты?

ТехИнсайдер
Зеленое будущее: как восемь стартапов профессора MIT создают более экологичный мир Зеленое будущее: как восемь стартапов профессора MIT создают более экологичный мир

Исследования Йет Мин Чана в области материаловедения граничат с фантастикой

Forbes
Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга

Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным

СНОБ
Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель Филипп Чижевский: Человек без специального образования зачастую воспринимает музыку острее, чем искушенный слушатель

Дирижер Филипп Чижевский — о музыке, путешествиях и эмоциях

СНОБ
Атомная энергетика покажет взрывной рост Атомная энергетика покажет взрывной рост

Россия отклоняется от мирового тренда в пользу атомной энергии

Монокль
От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024 От создателей «Южного парк» и «Офиса»: самые высокооплачиваемые шоураннеры — 2024

Рейтинг самых высокооплачиваемых шоураннеров 2024 года

Forbes
Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве

«От барака до барокко»: как архитектор Олег Карлсон преобразовал театр

Forbes
Опасная экзотика Опасная экзотика

Будь осторожна, покупая во время путешествия колоритные местные безделушки

Лиза
Мне нужна твоя одежда Мне нужна твоя одежда

Глеб Клинов смело заглянул в глубины шкафа и непостижимой женской души

VOICE
Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Монокль
Сто дорог Тольятти Сто дорог Тольятти

Путешествие по современному городу с итальянским названием — Тольятти

Отдых в России
Сбой системы Сбой системы

Как вовремя понять, что ребенка пора вести на прием к специалисту?

Лиза
Красавцы: плюсы, минусы, подводные камни Красавцы: плюсы, минусы, подводные камни

Красавцы демонизированы общественным мнением, но сколько в этом правды?

Новый очаг
Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна Точки над ИИ: почему не вся автоматизация одинаково полезна

Чего стоит погоня за технологичностью, почему ИИ пока не может заменить человека

Forbes
Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР

О 5 самых странных законах, которые советские граждане были обязаны соблюдать

ТехИнсайдер
От соблазнительницы до убийцы: 7 роковых женщин из кино, которые не боятся разрушать жизни От соблазнительницы до убийцы: 7 роковых женщин из кино, которые не боятся разрушать жизни

Собрали в подборку семь роковых леди кинематографа, способных на многое

Maxim
«Скажи «лыба»: как появился и почему растет бизнес логопедов «Скажи «лыба»: как появился и почему растет бизнес логопедов

Как развивается логопедический бизнес в России?

Forbes
Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой Как военные корабли СССР ходили по Лох-Нессу: необычный эпизод Второй мировой

Как советские моряки неожиданно для себя оказались на озере Лох-Несс в 1944 году

ТехИнсайдер
Часы Часы

Главные часы года: астрономические усложнения и ювелирное искусство

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит «Гарри Поттер» и «Аббатство Даунтон»: лучшие роли Мэгги Смит

Лучшие перевоплощения Мэгги Смит, которая могла быть и серьезной, и смешной

Forbes
Зачем нужна астрохимия? Зачем нужна астрохимия?

Чем занимается астрохимия, когда и как она выделилась в самостоятельную науку

Знание – сила
Открыть в приложении