«Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются до сих пор

Коллекция. Караван историйРепортаж

Александр Жигалкин: «Дети-актеры не капризничают. Они понимают, что пришли не просто проводить время, а работать»

Елена Ланкина

История семейного психотерапевта, воспитывающего пять дочек, родилась в светлых головах создателей «6 кадров». И снимали мы эти два проекта параллельно. «Папины дочки» очень быстро стали безумно популярными и остаются таковыми до сих пор. Моя десятилетняя дочка Таисия в прошлом году пересмотрела все серии. Друзья рассказывают, что их дети любят этот сериал. Что очень приятно.

— В режиссуру вы пришли из актерской профессии. Кто вас ею «заразил»? С чего все началось?

— С того, что во втором или третьем классе я посмотрел по телевизору фильм «Труффальдино из Бергамо» и просто сошел с ума от того, как там существовал Константин Аркадьевич Райкин, и актерски, и пластически. После чего я тоже начал прыгать, падать и бить посуду, пытаясь повторить его трюки. Увидев такую тягу к актерству, родители пару раз свозили меня на «Мосфильм» на пробы. Тогда кастинг на детские роли объявляли в газетах.

Помню, лет в десять ездил на пробы мальчиков для фильма «Уроки французского» в абсолютной уверенности, что кроме меня на главную роль никто претендовать не может, потому что я уже умею падать с тарелками и танцевать, как Константин Райкин. Тогда еще толком не понимал, кто он такой, просто видел артиста невероятной энергетики, и во мне это отзывалось.

Мария Порошина и Александр Жигалкин в спектакле «Город мышей», начало 2000-х годов. Фото: из архива А. Жигалкина

То же самое произошло и с песнями Владимира Высоцкого. У родителей был проигрыватель «Аккорд» и довольно много пластинок, среди которых я нашел гибкую, черненькую, с песнями из фильма «Вертикаль». Послушал и уже не мог оторваться. Голос Высоцкого завораживал, а его рокочущее «р» цепляло на уровне какой-то физики. С тех самых пор песни и стихи Владимира Семеновича — это очень важная часть моей жизни.

— Пробы-то вы прошли?

— Какое там! На них собралось, наверное, пятьсот мальчиков, видимо, тоже умевших падать с тарелками, потому что меня не взяли. От этого похода на «Мосфильм» остались тяжелые воспоминания. Стояла поздняя осень, самое мрачное время года, все были в темной одежде, и толпа людей в черном производила гнетущее впечатление. На какое-то время я потерял интерес к актерству. А потом мамина подруга рассказала о детской студии при Народном театре ДК ЗИЛ. На тот момент я уже год занимался фехтованием в ЦСКА. Но будущую спортивную карьеру перебила тяга к искусству.

Руководителем моим был выпускник Школы-студии МХАТ и артист театра «Современник» Игорь Иванович Калядин. Он занимался с нами очень серьезно, как со студентами. У нас было и сценическое движение, и йога, и, конечно, актерское мастерство. Мы сдавали зачеты, делали показы, этюды и даже выпустили спектакль «Грезы белого мышонка» по пьесе Олега Шкловского и Александра Шиманова, в котором я сыграл свою первую роль. Мэтр, так мы называли Игоря, вложил в меня очень много важных истин. Главное — это понимание профессии и отношение к ней. В 1981-м Игорь Калядин репетировал в «Современнике» в спектакле «Кабала святош» по пьесе Булгакова и сосватал меня на роль маленького Захарии Муаррона. Я начал ходить на репетиции, оказался рядом с замечательными артистами, встретился с кумиром своего детства Константином Аркадьевичем Райкиным, игравшим слугу Мольера Бутона.

Эдуард Радзюкевич, Галина Данилова, Сергей Дорогов на съемках передачи «6 кадров», 2000-е годы. Фото: Сергей Снегирев/предоставлено пресс-службой СТС

Я тогда посмотрел весь репертуар театра, увидел всех тогдашних звезд «Современника» на сцене. Марину Неелову, Валентина Гафта, Елену Козелькову, Петра Щербакова, Нину Дорошину, Олега Табакова — всех не перечислишь. Это была мощная труппа. Даже Олега Даля успел увидеть в «Двенадцатой ночи» — еще до репетиций «Кабалы святош». В марте все того же 1981-го на служебном входе театра появилась фотография Даля — пришло известие о смерти Олега Ивановича. Сейчас эта фотография висит у меня дома. Я выпросил ее у вахтеров.
В «Кабале святош» я так и не сыграл, потому что вырос за лето и не смог влезть в клавесин, из которого, по задумке режиссера, моего героя вытаскивал Мольер. Роль отдали мальчику из студии Вячеслава Спесивцева. Но воспоминания о том коротком и счастливом периоде остались на всю жизнь...

Мечта поработать в «Современнике» сбылась самым неожиданным образом. Сорок лет спустя. В 2021 году Леонид Ярмольник пригласил меня в качестве режиссера сделать спектакль в «Современнике». Когда Леонид Исаакович назвал фамилию актрисы, с которой хотел бы сыграть, я сразу согласился. Потому что это была Марина Неелова. Несколько месяцев репетиций, несколько месяцев счастья от совместного творчества с этими двумя прекрасными артистами.

Иногда я не мог поверить, что все это происходит со мной на самом деле и что по сцене ходит Неелова. Когда я рассказал Марине свою детскую историю, она меня вспомнила, и это было очень трогательно. Я всю жизнь являюсь ее поклонником, а теперь у меня есть счастье общения с Мариной Мстиславовной. Вернее, с Мариной. Она запретила называть себя по имени и отчеству — только по имени. Она великая и прекрасная.

Эдуард Радзюкевич и Александр Жигалкин в номере «Факиры», 2000-е годы. Фото: Владимир Мышкин/из архива А. Жигалкина

— Вы ведь не сразу поступили в театральный, хотя были практически готовым артистом? Почему?

— Меня призвали в армию. В 1985-м, когда я окончил школу, бронь давали только пять вузов и театральные не входили в их число. Я дошел до конкурса в Щепкинском училище. Когда затребовали документы, принес приписное свидетельство из военкомата. На что мне сказали: «Служите и возвращайтесь, мы вас возьмем». Ну, я и отслужил два года — в Группе cоветских войск в Германии.

— Это же была не служба, а мечта!

— Как сказать, Германии мы практически не видели, в увольнение не ходили, потому что за забором была чужая страна, ГДР. Как говорил наш старшина: «Сынки, вставайте, немцы близко». За время службы нас только два раза свозили в ближайший городок Эберсвальде-Финов и один раз в Берлин, буквально за месяц до дембеля.

Я видел его еще социалистическим, с Берлинской стеной. Есть фотография, где мы стоим с ребятами перед Бранденбургскими воротами. Апрель, но мы почему-то в зимней форме и шапках. Я много раз потом бывал в Берлине, очень люблю этот город, и всегда прихожу на то место, где тогда фотографировался, и вспоминаю, как оно выглядело раньше.

Мне повезло: я служил не в строевой части, режим был не самый жесткий и у меня была возможность готовиться к поступлению в театральный. Никогда столько не читал, ни до ни после. Гоголя, Достоевского — просто собраниями сочинений. Я устраивал поэтические вечера для солдат и офицеров и, пользуясь этим, часами просиживал в библиотеке. Из армии пришел с готовой программой.

Хотел поступить в Школу-студию МХАТ, потому что там набирал Иван Михайлович Тарханов, который меня знал. Десятиклассником играл у него на курсе в дипломном спектакле «Наш городок», куда меня «пристроил» друг по театральной студии Андрей Зенин, учившийся на этом курсе. Я тогда познакомился со всеми его однокурсниками — Володей Большовым, Сережей Гармашом, Игорем Верником, Толей Котеневым, Сережей Чурбаковым...

Лиза Арзамасова, Анастасия Сиваева, Екатерина Старшова, Дарья Мельникова и Александр Жигалкин на съемках сериала «Папины дочки», 2006 год. Фото: из архива А. Жигалкина

Так вот, я хотел поступить во МХАТ, а параллельно со Школой-студией поступал в «Щуку» к Юрию Михайловичу Авшарову и как-то очень хорошо и быстро прошел. Когда возник вопрос, куда нести документы, задумался. В «Щуке» брали стопроцентно, в Школе-студии гарантии не давали. И тогда Андрюша Зенин, по гроб жизни ему большое спасибо, посоветовал посмотреть «Пигмалион», поставленный Авшаровым на выпускном курсе. Это все решило. Я пошел к Юрию Михайловичу, великому педагогу.

— В институте не помышляли о режиссуре?

— Не то что не помышлял — для меня это был страшный сон. Эдик Радзюкевич ставил все наши отрывки. Вот он — настоящий режиссер.

— Показывались в какие-то театры?

— Нет, у нас на курсе не было показов, потому что мы шли на создание собственного театра, и все знали об этом. К сожалению, наш во многом экспериментальный театр «Ученая обезьяна» просуществовал не так долго, в 90-е годы сложно было выжить без спонсоров и влиятельных покровителей. У нас их не было, только невероятный энтузиазм и желание что-то делать вместе.

Ребята на курсе были настолько яркие и талантливые, что после окончания вуза нас оставили еще на один год в качестве стажеров на кафедре актерского мастерства — чтобы мы играли свой дипломный репертуар. Потом мы работали во Дворце молодежи, создали там театральную площадку своими руками, но нас оттуда выперла какая-то финансовая компания, то ли «Хопер-инвест», то ли еще кто-то, это сейчас уже неважно. Помещение потребовали освободить в 24 часа. Мы перевезли декорации на склад нашего друга, занимавшегося коммерцией. А через месяц бандиты поставили его на счетчик и вывезли со склада все, что там было. В том числе и весь наш реквизит с декорациями.

Ребята постепенно разбрелись. Сначала Димка Марьянов, царство ему небесное, ушел в «Ленком» вместе с Наташей Щукиной. Потом Макс Разуваев — в «Современник», Слава Якушин — в Ермоловский... Мы с Эдиком Радзюкевичем еще очень долго старались нести бренд «Ученой обезьяны», выступали под ним на концертах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно» Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историй
6 книг, достойных экранизации 6 книг, достойных экранизации

Художественные книги, экранизации которых могли бы оказаться интересными

СНОБ
Idris & Leos: «Всё превратится в эстраду» Idris & Leos: «Всё превратится в эстраду»

Idris & Leos рассказали о том, почему не любят, когда про них пишут в интернете

ЖАРА Magazine
Летнее настроение: 5 новых книг, которые стоит взять с собой в отпуск Летнее настроение: 5 новых книг, которые стоит взять с собой в отпуск

Книги для отпуска — захватывающие истории в жанрах фантастики и детектива

ТехИнсайдер
На даче На даче

Мы навестили своих героев на дачах, где творится полноценная рубрика Party

Tatler
История мятежей в СССР История мятежей в СССР

Бунтов в истории СССР было гораздо больше, чем принято думать

Maxim
История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям История с «Троицей»: почему объекты культуры передают религиозным организациям

Передача музейных ценностей конфессиям — новый культурно-религиозный передел?

Forbes
В Израиле обнаружили 12-тысячелетние манки на хищных птиц В Израиле обнаружили 12-тысячелетние манки на хищных птиц

Натуфийцы использовали кости небольших птиц в быту

N+1
Не только в коктейли: 10 потрясающих методов использования кубиков льда, которые пригодятся каждому Не только в коктейли: 10 потрясающих методов использования кубиков льда, которые пригодятся каждому

Какие суперспособности есть у обычного кусочка льда?

ТехИнсайдер
Как узнать сколько осталось трафика и сколько израсходовано Как узнать сколько осталось трафика и сколько израсходовано

Если гигабайты куда-то утекают, вот инструкция, как всё держать под контролем

CHIP
Нейробиология совести. Что такое совесть и зачем она человеку Нейробиология совести. Что такое совесть и зачем она человеку

Совесть: могла ли она развиться у человека эволюционно?

ТехИнсайдер
Футуролог — об успешных и провальных инвестиционных стратегиях Футуролог — об успешных и провальных инвестиционных стратегиях

Евгений Кузнецов — об инвестициях в хорошие дела и высокотехнологичные проекты,

РБК
Анастасия Стежко: «Важно и нужно позволять себе быть женщиной» Анастасия Стежко: «Важно и нужно позволять себе быть женщиной»

Она органична в разных ролях – будь то жена олигарха, следователь или ведунья

Здоровье
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
«Она была раздавлена»: Арнольд Шварценеггер рассказал, как жена узнала о его романе с домработницей и о внебрачном сыне «Она была раздавлена»: Арнольд Шварценеггер рассказал, как жена узнала о его романе с домработницей и о внебрачном сыне

Арнольд Шварценеггер заявил, что жалеет о боли, которую причинил жене и детям

VOICE
Юность в 1990-е: откровения читательниц Psychologies Юность в 1990-е: откровения читательниц Psychologies

Как по-разному мы видим историческое прошлое, свидетелями которого стали сами

Psychologies
Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно

Простые и полезные рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности

Psychologies
Дама сдавала в багаж Дама сдавала в багаж

Выбираем вместительный чемодан и упаковываем его так, чтобы не было перевеса

Лиза
Как правильно и легко худеть в жару: простые лайфхаки от диетолога Как правильно и легко худеть в жару: простые лайфхаки от диетолога

Как без проблем потерять лишний вес даже в разгар знойного лета?

VOICE
Что делать, если ребенок упрям? Советы из 1956 года Что делать, если ребенок упрям? Советы из 1956 года

Как побороть упрямство ребенка?

Psychologies
Стволовые клетки смогли восстановить сердце, поврежденное ишемической болезнью Стволовые клетки смогли восстановить сердце, поврежденное ишемической болезнью

Стволовые клетки помогут регенерировать сердечную мышцу

ТехИнсайдер
«Перезаряжайте батарейки»: 7 привычек, которые помогают поддерживать мотивацию каждый день «Перезаряжайте батарейки»: 7 привычек, которые помогают поддерживать мотивацию каждый день

Как быть, если силы на исходе, а мотивация на нуле?

Psychologies
«Мой муж не стал приматом»: Анна Снаткина призналась, что Виктор Васильев снялся во втором сезоне сериале «Два холма» «Мой муж не стал приматом»: Анна Снаткина призналась, что Виктор Васильев снялся во втором сезоне сериале «Два холма»

Анна Снаткина рассказала о закулисье телепроекта «Два холма»

VOICE
Школа юмора и любви к себе и окружающим: каким получился финал сериала «Тед Лассо» Школа юмора и любви к себе и окружающим: каким получился финал сериала «Тед Лассо»

В чем секрет успеха «Теда Лассо» и каким получился последний сезон

Forbes
Особенности национальной газификации Особенности национальной газификации

Газовики Подмосковья полностью перешли на российскую продукцию

Деньги
Австралийские палеонтологи описали самого крупного сцинка Австралийские палеонтологи описали самого крупного сцинка

Ящерица из плейстоценовой Австралии дорастала до 60 сантиметров в длину

N+1
Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины Все обожают Пита: кто такой Пит Дэвидсон и почему его любят женщины

Как Питу Дэвидсону удается быть таким? Разбираем особенности его образа

Правила жизни
Фильмы с двумя главными злодеями Фильмы с двумя главными злодеями

7 картин, в которых главным героям пришлось бороться против двух антагонистов

Maxim
Деменцию у собак оценили по скорости ходьбы без поводка Деменцию у собак оценили по скорости ходьбы без поводка

Скорость ходьбы собаки без поводка может служить показателем ее деменции

N+1
Сверхэффективный гидрогель поглощает воду прямо из воздуха даже в пустыне Сверхэффективный гидрогель поглощает воду прямо из воздуха даже в пустыне

Создан супервпитывающий гидрогель, который может вытягивать влагу в пустыне

ТехИнсайдер
Открыть в приложении