Китайский занавес и свободная Россия: как восточный сосед изменит торговлю в Рунете
В 2019–2021 годах российскую онлайн-торговлю ждут большие потрясения: законопроект об изоляции Рунета и экспансия Alibaba Group создадут новый ландшафт рынка
В последние годы партнерство наших стран достигло своего максимума на всех уровнях. В марте 2019 года премьер Госсовета КНР заявил о намерении удвоить объем торговли с Россией до $200 млрд. В сентябре 2018 года состоялась IT-сделка года между Mail Ru Group, Alibaba, РФПИ и Мегафон. Доля Китая в кроссбордер-покупках россиян традиционно превышает 90%. Вишенка на торте — активное развитие логистической инфраструктуры «Почты России» в КНР. Очевидно, что российский рынок онлайн-торговли готовится к мощной интеграции с азиатским собратом. Давайте проанализируем — что из себя представляет китайская модель e-commerce, каковы ее ключевые тренды и как она может взаимодействовать с российской цифровой экономикой.
Сегодня Китай владеет самым крупным рынком онлайн-торговли в мире — $1,33 трлн в 2018 году при ежегодном росте около 24%. Безусловный лидер индустрии — Alibaba Group с долей 53%. При этом китайский сегмент считается растущим: проникновение интернета в КНР сегодня достигло всего 55% при 589 млн онлайн-покупателей. Для сравнения, в России этот показатель уже равен 73% при 87 млн россиян, покупающих что-то в интернете. Однако уже через пару лет китайцы должны выйти на уровень национального интернет-проникновения около 70%. По прогнозам аналитиков, к 2021 году китайский рынок онлайн-торговли будет обладать аудиторией в 844 млн человек и охватывать 74% населения страны.
Запад есть запад, восток есть восток
Первое, что отличает китайскую интернет-торговлю — это число онлайн-покупателей, совершающих «мобильный» шоппинг. 45% китайцев регулярно покупают со смартфонов или планшетов. Онлайн-покупки с гаджетов — доминирующая экосистема китайского e-commerce. Для сравнения, в остальном мире этот параметр составляет около 11%. Кроме того, в Китае фантастически высок интерес к релевантной интернет-рекламе: примерно треть кликает на баннер или ссылку с интересующим товаром или услугой, тогда как в остальном мире так сделают всего около 16% интернет-покупателей.
Китай — страна победившего маркетплейса-монополии: 61% онлайн-покупателей начинают свой шоппинг с визита в Tmall. Этот проект Alibaba Group работает по принципу «2в1», поисковик плюс интернет-магазин. Аналогичный глобальный показатель у Amazon составляет всего 39%. Американский интернет-гигант не в состоянии конкурировать со своим азиатским аналогом, который до сих пор в состоянии бурного роста.