«Китай не может быть партнером в принципе»: экономист Олег Вьюгин о новом кризисе и дружбе с Китаем
10 мыслей профессора Высшей школы экономики Олега Вьюгина — об отсутствии экономического смысла дружбы России и Китая, о том, откуда придет новый кризис и о том, как политика мешает запустить экономический рост России.
На этой неделе заместитель министра иностранных дел Китая Лэ Юйчэн рассказал агентству Bloomberg о дружеских отношениях президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. По его словам, за последние шесть лет лидеры двух стран встречались 30 раз, в среднем по пять раз в год. Вместе они ездили на поезде, смотрели хоккей, пекли блины, перечислял дипломат.
Председатель КНР в этом году стал одним из главных иностранных гостей Петербургского международного экономического форума. На переговорах с ним Путин заявил, что стратегическое партнерство России и Китая вышло на «беспрецедентно высокий уровень». Си Цзиньпин в ответ сказал, что отношения Москвы и Пекина переживают «наилучший период своего развития».
Но имеет ли экономический смысл дружить с Китаем? В беседе с Forbes профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин выражает сомнения. Китай, по его словам, не рассматривает никакую страну в качестве равноценного партнера. Кроме того, возможно, что и новый кризис, который предрекают многие экономисты, может прийти из Китая. 10 его цитат — в материале Forbes.
О недружественном окружении России и сотрудничестве с Китаем
У меня ощущение, что эта концепция придуманная. Россия 20 лет жила в дружественном окружении, потом вдруг оказалась в недружественном. Можно предположить, что поменялись люди, которые могут влиять на содержание повестки. В мире всё по-прежнему: множество интересов, страны конкурируют друг с другом, выясняют отношения. Но у нас прямо-таки «ненависть» к Соединенным Штатам и неожиданная «любовь» к Китаю, который вообще не может быть партнером в принципе. Китай — это страна, которая на сто лет вперед — властитель мира. Есть китайский путь, кто хочет – может присоединиться, быть сателлитом. Китай в этом очень похож на Америку, которая говорит о том, что у нее демократия и соответствующие ценности, все могут (к этому) присоединиться. Также, как и в Европейском союзе. Но мне кажется, что выбор в пользу этих ценностей был бы лучше, чем выбор в пользу Китая. Для нас их ценности разрушительны. Там ничего не перепадет — сателлит, не более.
В парадигме сотрудничества экономически мы бы выиграли, взаимодействовали с наиболее развитыми странами, получали технологии, учились, потом бы начали учить их. Таланты из России разбросаны по всему миру, если бы они все работали здесь, Россия в мире была бы более значима.
Любая концепция, которая оказывается не слишком удачной с экономической точки зрения, рано или поздно меняется.
О том, откуда придет новый кризис
Возможно, из Китая из-за торговой войны с США. Китай уверен, что он не сильно пострадает от торговой войны, но это вопрос открытый. У Китая идет падение темпов промышленного производства. А при большом корпоративном долге это опасное явление. Сейчас все говорит о том, что политики готовы своими действиями нанести урон мировой и своей экономике. Посмотрите на США, Британию. Считается, что все это делается по воле народа и имеет отношение к геополитической конкуренции. В действительности это скорее следствие популизма, который сегодня вырос на реальной проблеме — глубочайшем расслоении людей по материальному благополучию. Политики думают, что у них есть рычаг – разбрасывание денег с вертолета. Один раз получилось. А вот, получится