«Карманные» книжки на карманные деньги: как издательство Penguin Books сделало литературу доступной
До середины 1930-х годов книги выпускали в твёрдом переплёте — купить их могли только состоятельные читатели. Британец Аллен Лейн поверил в будущее недорогих изданий, начал печать произведений в мягких обложках и изменил читательские привычки людей.
Как Аллен Лейн стал книгоиздателем
Аллен Уильямс-Лейн родился 21 сентября 1902 года в Бристоле, Британия. В 14 лет он бросил школу — уже тогда у мальчика был независимый взгляд на вещи. Аллен поступал так, как сам считал правильным.
Переживая за будущее сына, мать юноши обратилась за помощью к родственнику — Джону Лейну, владельцу издательства Bodley Head. Подросток произвёл впечатление на дядю: у пожилого предпринимателя не было детей, и он увидел в бойком ребёнке потенциального наследника.
Чтобы получить место в компании, Аллен должен был закончить учёбу, а также вместе со всеми остальными членами семьи взять фамилию Лейна. В 1919 году молодой человек переехал в Лондон и начал работать в Bodley Head торговым представителем.
Спустя четыре года он вошёл в совет директоров Bodley Head, а после смерти дяди в 1925-м унаследовал фирму и занял пост главного редактора.
В то время издательство переживало трудные времена, а новый глава по неопытности усугубил ситуацию: выпустил неудачную серию детских книг и «дипломатические мемуары», на самом деле написанные безработным актёром. Из-за последних на компанию подали в суд за клевету.
Ошибки подпортили и репутацию Лейна в совете директоров, но ненадолго — потом он не раз спасал Bodley Head от банкротства. Например, изданный в 1936 году по его инициативе нашумевший роман «Улисс» Джеймса Джойса снискал успех и поднял имидж Bodley Head.
В самом начале своей работы Лейн зарабатывал одну гинею в неделю, а первое издание «Улисса» на английском стоило больше пяти гиней.
Предпосылки создания Penguin Books — компании, которая специализировалась на дешёвых книгах
Легенда гласит, что в 1934 году Аллен гостил у Агаты Кристи в Девоне и по пути домой в Лондон не смог ничего выбрать из книг на железнодорожной станции.
Тогда он подумал, что качественная художественная литература должна продаваться везде и по низким ценам — на вокзалах, в табачных киосках и сетевых магазинах.
Историк Стюарт Келлс отмечает, что идея доступных изданий не была новой. К примеру, её активно продвигал друг Лейна писатель Бернард Шоу. Книги в мягкой обложке тоже уже существовали.
В 1930 году британское издательство Benn выпустило в таком формате Benn’s Samplers — сборник отрывков из наиболее популярных книг. Он стоил меньше двух шиллингов и давал небогатым людям возможность познакомиться с известными произведениями.
Двумя годами позднее гамбургское издательство Albatross Press начало издавать бестселлеры англо-американской литературы в мягкой обложке по цене в 1,8 рейхсмарок — почти 2 шиллинга. До 1939 года компания выпустила пятьсот подобных наименований, однако тиражи не превышали 10 тысяч экземпляров.
При этом Benn не пошло дальше выпуска Benn’s Samplers, а Albatross Press закрылось в начале Второй мировой войны. Лейн подхватил их идеи — с помощью нового формата он пытался в очередной раз спасти Bodley Head.
Из-за Великой депрессии книги стали роскошью даже для богатых британцев. Одновременно с этим простые люди стали больше интересоваться событиями внутри и вне страны. Мужчина понял, что растущий интерес к чтению можно использовать.
В 1934 году он предложил совету директоров Bodley Head выпускать произведения современных писателей в мягких обложках — и получил отказ. Его не поддержали ни другие издатели, ни продавцы книг.