Утсон бросил в костер макеты и чертежи, не желая слышать о Сиднейской опере

Караван историйКультура

Театр из апельсиновых корок

Осенней ночью 1968 года на пустынном ютландском берегу архитектор развел костер и бросил в огонь макеты и чертежи. Утсон больше ничего не хотел слышать о Сиднейской опере!

Нина Белова

0:00 /
1027.809
Фото: P. Harrison/getty images

С тех пор минуло немало лет. Его жизнь давно протекала на других берегах, он нашел место, где можно отгородиться от мира, — на Майорке.

Архитектор сидел на террасе и просматривал почту: опять приглашение из Австралии. В 2000 году ему присвоили звание почетного доктора Сиднейского университета. Он не поехал. Три года спустя Утсона возвели в степень рыцаря ордена Австралии и презентовали ключи от Сиднея. Не полетел и в этот раз. Теперь вот в 2006-м звали на открытие западной колоннады с участием английской королевы. «Придется отказать и Ее Величеству», — усмехнулся Йорн. Он никогда не вернется в Австралию и не увидит свое детище достроенным. Эта работа сломала его карьеру и перекроила жизнь...

Футуристические очертания Сиднейского оперного театра давно стали одним из символов Зеленого континента. Каскад его вздымающихся белоснежных крыш вызывает самые разные ассоциации. Одни видят в них фантастические ангары для летающих тарелок, другие — шлемы испанских конкистадоров, кто-то — гигантские морские раковины или надутые ветром паруса. Сам же автор именовал эти белые гребни «оболочками» и утверждал, что собрал их из. . . апельсиновых корок!

Вдохновителем постройки оперного театра стал английский дирижер Юджин Гуссенс. В 1947 году он подписал трехгодичный контракт с Сиднейским симфоническим оркестром. Концерты приходилось давать в ратуше. «Позор для столь крупного города иметь для классических представлений лишь один крохотный зал на две с половиной тысячи зрителей! — возмущался Гуссенс в интервью местному радио. — Сиднею необходим свой Дом муз, которым вся Австралия могла бы гордиться».

Власти неожиданно поддержали идею, правда заявили, что не собираются ее финансировать. Премьер штата Новый Южный Уэльс, где находится Сидней, Джон Кэхилл предложил организовать постоянную лотерею: «Пусть азартные граждане отдадут свои деньги не жуликам на улице, а Фонду строительства оперного театра...» Жители раскупали билеты охотно — порой на пятьдесят тысяч долларов в неделю, и вскоре сумма, нужная для начала работ, была собрана.

Автором фантастического проекта с веером крыш, напоминающих крылья или паруса, оказался тридцативосьмилетний датчанин Йорн Утсон. Фото: B. Peake/rex/shutterstock/fotodom

Неугомонный Гуссенс бросился подыскивать место для будущего Дома муз и в итоге остановил выбор на живописном мысе Беннeлонг-Пойнт. Когда-то тут возвышался старинный форт Маккуори, теперь же — трамвайное депо. Рядом раскинулся арочный Харбор-Бридж, который горожане весьма не почтительно именовали «вешалкой». По мысли Юджина, металлический абрис моста мог служить эффектным задником для будущего театра. Предполагалось, что он будет состоять из двух частей: одна — для масштабных опер и концертов, другая, поменьше, — для камерных постановок, балета и драматических спектаклей. Все это следовало уместить на небольшом участке, с трех сторон окруженном заливом.

Объявили международный конкурс. Организаторы получили двести тридцать три заявки из двадцати восьми стран, но ни один вариант не устроил членов жюри. Как едко заметила французская писательница Франсуаза Фромоно в своей книге о Сиднейской опере: «Проекты смахивали на замаскированные фабрики для производства ширпотреба...»

В дни праздников и фестивалей крыша оперного театра превращается в экран для удивительных световых инсталляций. Фото: Kinson C. photography/getty images

Предание гласит: в один из дней 1957 года опоздавший к началу заседания председатель жюри — американский архитектор с финскими корнями Ээро Сааринен — был сильно навеселе. Попыхивая трубкой, он наугад выхватил из корзины с отвергнутыми комиссией проектами какой-то эскиз и увидел на нем начертанный тушью силуэт фантастического здания: над мощным фундаментом вздымался веер крыш, напоминающих крылья или паруса. «Господа! Вот она, Опера!» — воскликнул Ээро.

Фото: James D. morgan/getty images

Автором оказался тридцативосьмилетний датчанин Йорн Утсон. Имя это большинству присутствующих ни о чем не говорило. Однако пользующийся непререкаемым авторитетом Сааринен настоял, чтобы победу присудили именно скандинаву.

Йорн родился девятого апреля 1918 года в Копенгагене, но детство провел в городке Ольборге. Отец — военно-морской инженер Оге Утсон — служил там директором корабельной верфи, и мальчик дни напролет пропадал среди строящихся лодочных корпусов. Отец научил его ходить под парусом по проливу Эресунн, разделяющему Данию и Швецию, и морская стихия навсегда оставила в Йорне ощущение свободы, вдохновения и полета.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вспоминая Сергея Федоровича Бондарчука Вспоминая Сергея Федоровича Бондарчука

«Он создал планету Бондарчук»

Караван историй
Porsche Panamera Sport Turismo Porsche Panamera Sport Turismo

Porsche Panamera Sport Turismo. Какой из него универсал?

Quattroruote
Умоляю верить Умоляю верить

Наталия Архангельская провела нас по всем кругам ада анонимного мессенджера

Tatler
«И ракеты, и масло». Западные СМИ увидели в речи Путина попытку сдержать падение рейтинга «И ракеты, и масло». Западные СМИ увидели в речи Путина попытку сдержать падение рейтинга

Иностранные СМИ оценили послание президента России Владимира Путина

Forbes
Маттео Гарроне: «Иногда я не уверен в себе» Маттео Гарроне: «Иногда я не уверен в себе»

Режиссер Маттео Гарроне о своих слабостях и кинонаградах

GQ
В худшем случае: каковы риски принятия новых санкций США и что будет, если их примут В худшем случае: каковы риски принятия новых санкций США и что будет, если их примут

Аналитики оптимистичны — в полном объеме санкции примут вряд ли

Forbes
На стыке эпох На стыке эпох

Декоратор Стивен Силлз оформил квартиру в Нью‑Йорке

AD
Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты Как сделать бизнес на русском балете: гастроли, бюджеты, меценаты

Интервью с имперсарио Сергеем Даниляном

Forbes
Леонтина Коэн: советская разведчица, которая выведала атомную тайну Леонтина Коэн: советская разведчица, которая выведала атомную тайну

Моррис и Леонтина Коэн много лет работали на резидентуру внешней разведки СССР

Cosmopolitan
11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие) 11 странных заболеваний, о которых ты вряд ли слышал (они очень редкие)

Синдром Алисы в Стране чудес и ряд других странных заболеваний

Playboy
Ложь, в которую верят взрослые люди Ложь, в которую верят взрослые люди

Блогер Кен Рейд разбирает три вида лжи, которые приводят к потере веры в себя

Psychologies
Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа

Почему «Дау» не привезут в Москву из Парижа

Forbes
Учись работать: VR и онлайн меняют представление об образовании Учись работать: VR и онлайн меняют представление об образовании

Сегодня все компании вкладываются в обучение кадров

Forbes
Cвят, свят Cвят, свят

Григорий Константинопольский переосмыслил «Американского психопата»

Собака.ru
Шопинг в Милане: стилист развенчивает мифы и говорит, сколько это стоит Шопинг в Милане: стилист развенчивает мифы и говорит, сколько это стоит

Шопинг в Милане: стилист развенчивает мифы и говорит, сколько это стоит

Cosmopolitan
Чрезмерная забота. Почему закон о квалификации инвесторов может навредить рынку Чрезмерная забота. Почему закон о квалификации инвесторов может навредить рынку

Типичный клиент брокерской компании кардинально изменился за последние 10 лет

Forbes
Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Стюарт Виверс о своей психоделической коллекции Coach

Vogue
Будущее итальянской моды рождается в Риме Будущее итальянской моды рождается в Риме

Почему римская Accademia Costume & Moda претендует на звание лучшей школы моды

Vogue
Как реклама заставляет нас есть Как реклама заставляет нас есть

Сила рекламы действительно очень велика и нам сложно ей противостоять

Psychologies
Лучший гастротуризм в России Лучший гастротуризм в России

Куда ехать за вкусной едой – без виз и даже без загранпаспорта

GQ
Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева

Как Россия и США заполняли таблицу Менделеева

Forbes
Офшор, госзакупка, обнал: как работают аферисты и хакеры в России Офшор, госзакупка, обнал: как работают аферисты и хакеры в России

Какие методы используют хакеры, аферисты и коррупционеры?

Esquire
В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос» В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

Cosmopolitan
Советы, чтобы избежать диалога глухих Советы, чтобы избежать диалога глухих

Как сделать так, чтобы дежурное «нам надо поговорить» приносило плоды?

Psychologies
Стилист VS читательница: у кого образы круче? Cosmo-эксперимент Стилист VS читательница: у кого образы круче? Cosmo-эксперимент

Многие из нас хоть раз в жизни задумывались, а не обратиться ли нам к стилисту

Cosmopolitan
История с географией История с географией

Дизайнер Хайме Берьестайн организовал в барселонской квартире настоящий Париж

AD
Поколение Z и X: как научить работать вместе Поколение Z и X: как научить работать вместе

Как нивелировать разницу поколений в одной команде

Psychologies
Renault Logan Stepway Renault Logan Stepway

Седан обещает «новые эмоции в привычном укладе жизни»

Quattroruote
Новый белорусский Новый белорусский

Как покорить iTunes, выпустить альбом и отправиться в тур по России

Glamour
Альфонсо Куарон о своем новом фильме «Рома» Альфонсо Куарон о своем новом фильме «Рома»

Почему Альфонсо Куарон считает, что главной цели уже добился

Vogue
Открыть в приложении