Николь Кидман: небесная звезда
Николь, которой исполнилось пятьдесят пять, — одна из самых известных актрис в мире. Кажется, и впрямь у нее после пятидесяти жизнь только начинается. Безукоризненная внешность и талант характерной актрисы — не самое обычное сочетание в Голливуде. Даже родной муж никогда не знает, что она вновь выкинет, какую вытянет карту из колоды. Вместо того чтобы жаловаться на тяжкую участь "возрастных" актрис, она снимается в едва ли не самых интересных и престижных проектах в кино и на телевидении.
Но так было далеко не всегда. Взлеты и падения, сплетни и слухи, разочарования, разбитое сердце — на звездном пути ее ждало множество испытаний. Было время, когда о Николь говорили в прошедшем времени: мол, была Кидман, да вся вышла. Как появилась на голливудском небосклоне благодаря Тому Крузу, так и жила в его тени. Сначала как миссис Круз, а после развода — как бывшая миссис Круз. Николь пришлось самой создавать свою актерскую судьбу. Она сумела стать уважаемой актрисой, а не просто звездой на красных дорожках.
Николь родилась 20 июня 1967 года в Гонолулу, на Гавайях. У нее есть второе имя, полученное на острове, — Хокулани, что в переводе с гавайского означает Небесная звезда. Ее отец Энтони — биохимик, работал над диссертацией в Гавайском университете. Позже, вернувшись в родной Сидней, он начал специализироваться на клинической психологии и стал одним из самых уважаемых и известных в этой области ученых в мире. Мать Николь Джанелль — медсестра по образованию. Пока они жили в Америке, она работала секретарем мужа, на родине учила сестринскому делу, редактировала научные труды и книги супруга и активно участвовала в сообществе, созданном для помощи женщинам, попавшим в беду.
У Николь была такая тонкая белая кожа, что родители не разрешали ей проводить время на пляже под жарким австралийским солнцем наравне с другими детьми. Вместо этого она с трех лет занималась балетом, а еще читала книги, представляя себя на месте персонажей. Переиграла в своей комнате — днями и ночами — всего Чехова и считает, что именно любовь к чтению привела ее к актерству. Она никогда не считала себя хорошенькой — кудрявые рыжие волосы, веснушки на бледной коже, выше на голову всех сверстников. Николь была к тому же очень застенчивой, немного заикалась и совсем не пользовалась популярностью среди одноклассников. Зато она могла выйти на сцену школьного (а вскоре и городского) театра и, играя, чувствовать себя там абсолютно комфортно. Удивительно, но в те годы больше всего ее привлекала пантомима. Театр и актерство заменили ей все радости и развлечения, присущие подросткам.
Родители научили Николь смотреть на мир через «разные стекла»: видеть мир глазами других людей. С раннего детства они прививали Николь и ее младшей сестре Антонии (она стала популярной телеведущей в Австралии, потом поменяла журналистику на юридическую деятельность) любовь к культуре. Водили девочек в музеи, театры, художественные галереи. Мать, строгая и сильная женщина, всеми способами старалась, по словам Николь, «вытолкнуть дочерей из эпохи, в которой женщинам предписывалось только замужество и рождение детей». Она же поддержала 16-летнюю Николь, когда дочь решила бросить школу и посвятить себя театру. Раз она знает, чего хочет и в чем ее предназначение, мешать не нужно — ведь это редкий дар. Так мало людей способны, да еще в ранней юности, понять, к чему лежит их душа, и вкладывать в это страсть и силы.
К девятнадцати годам Кидман уже сделала себе в Австралии имя в театре и кино. Но настоящим прорывом стал психологический триллер «Мертвый штиль» — история о молодой замужней женщине, которую похищает жестокий психопат (его играл Билли Зэйн). Еще во время съемок было понятно, что этот проект наверняка привлечет внимание Голливуда и Кидман недолго пробудет в Австралии, и стоить будет намного дороже. И тогда один из продюсеров и автор сценария «Мертвого штиля» Терри Хейз поспешил предложить талантливой актрисе новую работу — главную роль в мини-сериале, который он сам для нее напишет. Кидман согласилась с одним условием: «Делайте что хотите, но вы должны выжать из меня как актрисы по максимуму». Так в 1989 году появился четырехсерийный драматический телефильм «Бангкок Хилтон», до сих пор любимый зрителями. Он держит в напряжении до самого финала, и в нем Кидман прошла настоящий тест на стрессоустойчивость. Еще долго у Николь не будет шанса сыграть такую гамму эмоций и продемонстрировать так ярко свой актерский талант.
Но, как и предсказывали Николь, ее пригласили в Голливуд на пробы в картину «Дни грома», где она познакомилась со своим будущим мужем Томом Крузом. Любовь на экране перетекла в любовь в реальности. Головокружительный роман Николь с голливудской звездой завершился тайной свадебной церемонией в канун Рождества 1990 года в маленьком городке штата Колорадо.
Тут-то и начались серьезные проблемы. Кидман не хотели воспринимать всерьез ни режиссеры, ни журналисты, ни критики. Ведь она была замужем за Томом Крузом! Каким бы успехом ни пользовались фильмы с ее участием, всех интересовало только одно: каково это австралийской старлетке оказаться в самом эпицентре славы в качестве миссис Круз. И хотя сам Том всячески уверял, что они равные и равноценные партнеры, на Николь смотрели как на приложение к звездному мужу.
«Николь — величайшая характерная актриса с внешностью кинозвезды», — точно подметил режиссер фильма «Далеко-далеко» (второй совместный проект Кидман с Крузом) Рон Ховард. И она упорно выбирала рискованные роли, не желая идти по проторенной дорожке и становиться «американской любимицей», услаждающей зрителей в романтических комедиях: «Я характерная актриса, и меня учили именно этому. И это то, что я хочу делать. Я не слишком хорошо умею играть саму себя и наибольшее наслаждение и удовлетворение получаю, превращаясь в кого-то совсем другого».
Первой работой в амплуа характерной актрисы в ее голливудской карьере стала роль аморальной социопатки, жаждущей славы. Николь снялась в черной комедии «Умереть во имя», зло высмеивающей голливудское помешательство на звездности. На эту роль пробовались тогдашние ведущие актрисы — Мег Райан, Патрисия Аркетт и Дженнифер Джейсон Ли, но Николь, узнав телефон режиссера Гаса Ван Сента, сама позвонила ему и буквально вырвала у него согласие взять именно ее. Тому Крузу она запретила появляться на съемочной площадке — его присутствие где бы то ни было всегда отвлекало людей.
Они оба недооценили силу этого внимания к себе. Николь была слишком наивна, чтобы понять, как изменит не только ее жизнь, но и карьеру «звание» миссис Круз. Даже ее старая знакомая австралийский режиссер Джейн Кэмпион — Николь познакомилась с ней еще в Сиднее в театре — сначала категорически отказалась отдать ей роль в своем новом (после «оскароносного» фильма «Пианино») проекте «Портрет леди», посоветовав «получше заботиться о своем таланте».
И все же Николь добилась своего — Кэмпион дала ей роль. Это были крайне тяжелые съемки. Кидман играла свободолюбивую, но наивную героиню, живущую в XIX веке. Она отказывает выгодным женихам, но в результате оказывается во власти жестокого деспота. Кидман часто срывалась и плакала из-за излишней требовательности режиссера и в конце концов слегла с диагнозом «эмоциональный стресс». Фильм «Портрет леди» вышел после блокбастера «Бэтмен навсегда» с Николь и Вэлом Килмером в главных ролях, но произвел куда больший эффект.
В 1992 году Круз и Кидман усыновили дочку Изабеллу, а в 1995-м — сына Коннора. Это лишь подогрело слухи и сплетни и заставило Николь еще реже выходить в свет: «Я чувствовала, что моя работа заключается лишь в том, чтобы появиться в красивом платье на красной дорожке. А я ненавидела выбираться из своей «раковины», потому что всегда была очень застенчивой. Тома это часто выводило из себя. Он не понимал, как можно стесняться даже завести разговор на обеде или вечеринке».