Интервью с Александром Егоровым, сооснователем интернет-магазина Ozon

VC.RUБизнес

«В 30 лет хочется жить, а не ждать IPO»: сооснователь Ozon не жалеет о выходе из бизнеса в 2003 году и верит в его успех

Интервью с Александром Егоровым, который создал один из старейших интернет-магазинов в России, но не остался в нём до выхода на биржу — сейчас он руководит компанией-разработчиком ПО «Рексофт».

Альберт Хабибрахимов

1280
Александр Егоров. «Рексофт»

В конце ноября состоялось IPO Ozon — онлайн-ритейлер разместил акции на Московской бирже и Nasdaq. В первый же день торгов стоимость ценных бумаг выросла на 40%, а капитализация превысила $7 млрд.

Интернет-магазин Ozon в 1998 году запустили программисты Александр Егоров и Дмитрий Рудаков, которые на тот момент уже развивали другой бизнес — компанию по разработке программного обеспечения «Рексофт».

В 2000 году они привлекли в Ozon внешних инвесторов: фонд Baring Vostok вместе с партнёрами, среди которых был Леонид Богуславский, выкупили контрольный пакет акций компании за $3 млн. Три года спустя основатели Ozon вышли из бизнеса.

В интервью Александр Егоров рассказал, зачем разработчики запустили интернет-магазин книг, почему «Рексофт» больше не запускает внутренние стартапы, из-за чего были разногласия с инвесторами Ozon и почему он ни о чём не жалеет.

Вы с партнёрами запустили Ozon в 1998 году и были чуть ли не первыми, кто продавал что-то через интернет в России. Каково строить онлайн-ритейл в стране, где за пределами Москвы и Петербурга почти нет интернета?

Нельзя сказать, что в то время в России ничего не продавалось через интернет. Было два или три именно книжных магазина. Например, до сих пор здравствующий Books.ru — уже работал. Конечно, это трудно сравнивать с тем, что происходит сейчас. Тем не менее, какие-то площадки были. Были первые примеры западных магазинов, полным ходом работал Amazon.

1280
Books.ru работает с 1996 года, сейчас сайт выглядит так

Особенных сомнений в том, как запускать интернет-магазин у нас не было. У проекта была инициативная предпринимательская группа, в которую входил отраслевой представитель — петербургское издательство Terra Fantastica с главредом Николаем Ютановым. Именно от него исходила мысль о том, что надо делать книжный магазин. Технологическую сторону представлял «Рексофт» в лице Дмитрия Рудакова, одного из партнёров компании. Весь 1997 год группа обсуждала идею и механику продаж книг через интернет.

Еще в 1996 году на одном из советов директоров «Рексофт» было принято решение, что надо инвестировать в пару интернет-проектов, поскольку мы общались с западными клиентами, а это был период интернет-бума.

Кстати, небольшой анекдот. На самом старте у Ozon был конкурирующий проект — идея магазина по продаже запчастей. Я очень хорошо помню, в середине новогодних праздников 1998 года мы спорили с коллегами в офисе на кухне, что делать — магазин книг или магазин запчастей?

То ли потому, что Петербург — культурная столица, то ли потому, что авторитет у Дмитрия Рудакова был больше, чем у второго коллеги, победили книги.

В тот момент «Рексофт» работал на нескольких западных проектах, где как раз делал веб-приложения. Запуск Ozon не представлял для нас технологической сложности, поэтому проект был сделан за четыре месяца. Уже 9 апреля 1998 года Ozon был запущен.

1280
Кроме книг на Ozon можно было найти музыкальные диски, фильмы на DVD и разные программы

Единственная технологическая проблема, которая возникла, — приём платежей. Когда проект уже запустили, мы обнаружили, что есть большой спрос со стороны наших соотечественников, проживающих за рубежом. В начале 1990-х народ массово уезжал. Естественно, люди находились в вакууме и не получали привычной литературы. Они искали, где и как приобрести книги на русском языке. И Ozon стал решением их потребности.

Был неожиданный спрос из Германии, США, Израиля. Экспортный спрос на книги доходил до 25-30%, а платить наложенным платежом было неудобно. Надо было что-то придумывать.

Тогда мы сделали для Ozon один из первых в стране шлюзов по авторизации кредитных карт — что сейчас называется Internet Payment Gateway. Потом он превратился в отдельную компанию Assist.ru, которая до сих пор прекрасно работает в рунете.

Ещё были тысячи вопросов по логистике, по ассортименту, по доступности ассортимента у поставщиков. Мы окунулись в книжный бизнес, который раньше нас совершенно не касался. Но и сейчас, когда ты запускаешь новый проект, точно так же погружаешься в новую отрасль. Возникают ровно те же проблемы и вопросы. Ничего кардинально не изменилось.

Главная проблема — приём платежей, которую вы решили с помощью Assist.ru, а вторая — логистика и доставка. Как вы решали её?

Торговля — это сначала входящая логистика, затем хранение, а потом исходящая логистика. Сначала нужно товар купить, а потом продать. Этим вопросом торговые компании занимаются последние несколько тысяч лет.

Занялись этим и мы. Сняли склад под проект. С учётом того, что в проекте был Николай Ютанов, эксперт по книжному рынку, естественно, в нашем распоряжении оказались все необходимые базы данных: где, кто и что выпускал, где, кто и что продавал. Эту информацию мы получили автоматически вместе с партнёром. На склад поступали нужные книги.

Причём именно партнёр выполнял самую важную функцию для любого магазина — управление закупками. Если ты не знаешь, какой товар будет пользоваться спросом, и купишь что-то не то, ты, во-первых, его не продашь.

Во-вторых, «омертвишь» деньги в виде лежащих на складе товаров. Функцию товароведения как раз выполняли Ютанов и его коллеги. Это была их зона ответственности.

Сегмент доставки книг, впрочем, был новым для всей команды. Мы пробовали разные схемы, у нас даже была собственная курьерская служба. Где-то использовали «Почту России», тогда ещё неважно работавшую, а где-то «закрывали» логистику курьерскими службами. Хотя в 1999–2000 году это был весьма дорогой канал доставки за границу.

Тогда вы представляли, как изменится онлайн-ритейл через 10 или 20 лет? Могли подумать, что в 2020 году можно будет заказать товары и получить в тот же день или на следующий?

Об эффективности доставки говорилось практически с первого дня. Что касается вопроса «могли ли вы себе представить», знаете, в «Рексофте» вся команда тогда состояла из инженеров, а значит, фантазировали мы в строго практических рамках. Не могу сказать, что мы сидели и мечтали про доставку в тот же день.

Но изо дня в день мы пытались увеличить скорость доставки. Это был основной вопрос много лет, потому что в интернет-торговле половина пользовательского опыта зависит от доставки

Конечно, радостно, что сейчас с доставкой всё неплохо. Хотя, на мой взгляд, предел ещё не достигнут. Если сравнивать доставку в Китае, то там, действительно, доставка день в день по всей территории и практически по всему ассортименту.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
2002 год 2002 год

Теракт на Дубровке, футбольный погром, запуск «Масяни» и «Идущие вместе»

Esquire
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Издательство Individuum перевело книгу на русский с помощью машинного перевода: фрагмент до и после редактуры человеком Издательство Individuum перевело книгу на русский с помощью машинного перевода: фрагмент до и после редактуры человеком

Как «Яндекс.Переводчик» справился с переводом целой книги

VC.RU
Квартира в красках юга, 65 м² Квартира в красках юга, 65 м²

Хозяева квартиры жили в Средней Азии, и в интерьере использовали цвета тех мест

AD
Вопрос для Байдена: введут ли США новые санкции против компаний Олега Дерипаски Вопрос для Байдена: введут ли США новые санкции против компаний Олега Дерипаски

Почему не стоит ждать быстрой реакции санкционных властей США

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
«Загадай желание»: 4 вопроса, чтобы понять, чего мы хотим «Загадай желание»: 4 вопроса, чтобы понять, чего мы хотим

Как понять, о чем мы мечтаем на самом деле?

Psychologies
Тело мастера. На экраны выходит документальный фильм «Диего Марадона» Тело мастера. На экраны выходит документальный фильм «Диего Марадона»

Азиф Кападиа реконструирует миф о великом футболисте и несчастном гении

СНОБ
«Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе» «Мне 50, и я не стремлюсь выглядеть моложе»

История нашей героини о том, почему она отказалась от омолаживающих процедур

Psychologies
Награды и премии, которые никто не хочет получить! Награды и премии, которые никто не хочет получить!

Награды, которых победители боятся как чумы

Maxim
Почему мы сближаемся с мужчинами, которые причиняют боль? Почему мы сближаемся с мужчинами, которые причиняют боль?

Каких партнеров вы выбираете и почему?

Psychologies
7 сигналов организма, после которых надо бежать к эндокринологу 7 сигналов организма, после которых надо бежать к эндокринологу

Признаки проблем проблем с щитовидной железой

Cosmopolitan
Еще 18 вещей, которые бесят нас в фильмах и сериалах Еще 18 вещей, которые бесят нас в фильмах и сериалах

Дополнили список того, что нас раздражает в фильмах и сериалах

Maxim
Меха и мужские костюмы: как одеваются знаменитые российские балерины Меха и мужские костюмы: как одеваются знаменитые российские балерины

Выяснили, как в обычной жизни одеваются российские балерины

Cosmopolitan
#улыбка #улыбка

Средства, которые заботятся о ваших зубах, а некоторые — еще и о нашей планете

Glamour
«Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 2 «Щелкунчик»: путешествие во времени. Часть 2

Долгая история самого новогоднего балета. Часть 2

Культура.РФ
7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать 7 особенностей, которые могут многое о нас рассказать

Кто вы такой? Можете ли вы честно и без запинки ответить на этот вопрос?

Psychologies
«Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше» «Лучшее в нас: Почему насилия в мире стало меньше»

Отрывок из книги Стивена Пинкера о насилии в современном мире

N+1
Государственные думы Государственные думы

Тридцать лет Российской Федерации! «Что это за «ция» такая?»

GQ
Поколение Z на работе Поколение Z на работе

Как понять поколение Z и найти с ним общий язык

kiozk originals
Как успокоить собаку во время фейерверков Как успокоить собаку во время фейерверков

5 советов от кинолога для владельцев нервных четвероногих друзей

Maxim
Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях Канадский смокинг, банты и узоры: стиль Джона Малковича в ключевых деталях

Джон Малкович одевается необычно и местами экстравагантно

Esquire
Помоги себе сам: 7 способов быстро справиться с эмоциями Помоги себе сам: 7 способов быстро справиться с эмоциями

Как научиться контролировать эмоции и всегда сохранять трезвый ум?

Psychologies
Шутки в сторону Шутки в сторону

Рэйчел Броснахэн – о дискриминации в кино, бодипозитиве и любви

Cosmopolitan
Наконец раскрылась Наконец раскрылась

Певица Сиа — о съемках своего мюзикла, детях и психическом здоровье

Vogue
Грозит ли диабет лично тебе? Грозит ли диабет лично тебе?

Как рассчитать риск заболеть сахарным диабетом и что делать, чтобы его снизить

Лиза
Смирительная рубашка и еще 6 странных изобретений для котов Смирительная рубашка и еще 6 странных изобретений для котов

Приспособления для котов, изобретенные энтузиастами

Maxim
«Поймет лишь тот, кто сам испытал подобное»: кто такой равный консультант? «Поймет лишь тот, кто сам испытал подобное»: кто такой равный консультант?

История равного консультанта Марины Бурыгиной

Cosmopolitan
Немой из Назарета Немой из Назарета

«Должно быть, это рай» — история признанного режиссера непризнанного государства

Weekend
Открыть в приложении