Как смотреть на реальность трезво и переубеждать других
Сегодня, когда все меняется невероятно быстро, важно уметь корректировать взгляд на мир. О том, как видеть действительность без искажений и уметь открывать глаза на факты другим, пишет Адам Грант, автор книги «Подумайте еще раз. Сила знания о незнании»
В своей новой книге «Подумайте еще раз. Сила знания о незнании» профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант называет умение смотреть на реальность без предубеждений ключевым навыком. Он помогает верно оценивать себя, окружающую действительность и принимать верные решения, и попутно объясняет, как развить в себе это качество и влиять на свою жизнь и свое окружение. Адам Грант более десяти лет профессиональной жизни посвятил изучению психологии взаимоотношений в самых разных структурах — от Google до ВВС США. Журнал BusinessWeek включил Адама Гранта в мировой топ-40 профессоров моложе 40 лет.
Схватить и застыть: почему мы держимся за свои убеждения
Считается, что, если лягушку бросить в кипяток, она выпрыгнет, а если нагревать постепенно, то сварится. Оказывается, это выдумка. Лягушка в кипятке сильно обварится, и неизвестно, сможет ли двигаться. Зато в нагревающейся воде она быстро сориентируется и ускачет. Это не лягушки не умеют переоценивать ситуацию, а мы сами, говорит Адам Грант. Один раз что-то услышав, мы перестаем в этом сомневаться — как будто застываем в одном состоянии.
Более того, когда под сомнением оказываются наши основополагающие убеждения, мы отгораживаемся от новой информации. Как будто в нас живет миниатюрный диктатор, контролирующий поступление фактов в мозг. Психологи называют его тоталитарным эго, задача которого — не допустить угрозы существующему мировоззрению. Нейроученые выяснили, что в такой ситуации активируется миндалевидная железа — часть рептильного мозга [1], который невосприимчив к рациональным доводам и сразу переходит к реакции «бей или беги». Гнев и страх ощущаются так глубоко, как будто нас ударили прямо в мозг.
Быть неправым — это нормально. Открываем в себе внутреннего ученого
Двадцать лет назад социолог Филип Тетлок обнаружил кое-что любопытное. Мы часто думаем и высказываемся как представители трех профессий: проповедник, прокурор и политик [2]. В каждой роли мы примеряем на себя отдельную идентичность и используем определенный набор инструментов. На практике это значит, что мы входим в образ проповедника, когда под угрозой самое святое, вдохновенно проповедуем и популяризируем свои идеалы. Режим прокурора включается, как только в чужих рассуждениях обнаруживаются слабые места — и мы тут же выдвигаем против собеседника обвинения в неправоте. Политик просыпается, когда надо очаровать слушателей и заслужить их одобрение. Мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, обвиняем неправых и стремимся понравиться. Но гораздо разумнее открыть в себе внутреннего ученого — бесконечно любопытного, настроенного скептически, в меру уверенного в себе.
Такой образ мыслей предполагает, что вы всегда и все переосмысливаете. Ученым платят за то, чтобы они постоянно очерчивали границы своих знаний, сомневались в том, что знают, интересовались тем, чего не знают, и обновляли точку зрения в соответствии с полученной информацией.