Как работает бортовой компьютер в «Яндекс.Драйве», как он обновляется и появится ли в нём реклама
В начале 2020 года бортовые компьютеры каршеринга «Яндекс.Драйв» получили крупное обновление — в них усилилась персонализация, появились полноценная «Яндекс.Музыка» и новый интерфейс.
Я встретился с командой «Яндекс.Авто», чтобы задать несколько вопросов о том, как разрабатываются, тестируются и обновляются бортовые устройства для каршеринга и чем они отличаются от «Авто» для личных машин.
Какие бортовые компьютеры устанавливаются в «Драйве»
Бортовой компьютер, встроенный в большинство каршеринговых автомобилей «Яндекса», — это специальная версия «Яндекс.Авто», отличающаяся специфическим набором функций и приложений от тех систем, что компания устанавливает в личные автомобили.
«Ядро у всех общее. Это одна ветка разработки, однако у неё есть свои ответвления, связанные с использованием в каршеринге, в конкретном автомобиле или устройстве», — объясняет руководитель разработки решений для автомобилей «Яндекса» Мария Орлова.
Например, в бортовом компьютере для «Драйва» есть приложение для отслеживания статуса и стоимости поездки, в «Навигаторе» подсказывается адрес и отображается «зелёная» зона завершения аренды, если поездка осуществляется по тарифу «Фикс» — с указанной заранее конечной точкой маршрута. Такие функции не нужны в личном автомобиле, но необходимы в каршеринге.
Аналогично в «Драйве» используется специальный интерфейс для «общения» с телематическим оборудованием, которое встраивается в каждый каршеринговый автомобиль — оно отвечает за разблокировку машины, запуск двигателя и удалённый контроль за поездкой. Через него же команда может узнавать о неисправностях «Яндекс.Авто» даже в тех случаях, когда у бортового компьютера нет подключения к интернету.
Другое ключевое отличие — персонализация. «Яндекс.Авто» в каршеринге адаптируется под каждого водителя, который берёт машину в краткосрочную аренду, загружает из облака его любимые станции, избранные адреса и личную музыку, а после завершения аренды удаляет их из автомобиля.
«Яндекс.Авто» в «Драйве» — это ещё и витрина сервисов компании. Поэтому зачастую каршеринговые автомобили первыми получают наши обновления. Здесь же мы тестируем наши новые сервисы и функции, которые позже появятся в «Авто» для личных автомобилей.
Мария Орлова, руководитель разработки решений для автомобилей «Яндекса»
Чем интересна новая версия бортовых компьютеров
Год назад, когда я брал интервью у директора по развитию бизнеса «Яндекс.Авто», бортовой компьютер компании представлял из себя набор из нескольких приложений — навигатор, радио, «Алиса», настройки машины и прочее. К началу 2020 года систему переписали так, чтобы она выглядела для пользователя как единое приложение, включающее в себя несколько сервисов, объясняют в компании. «Мы добавили бесшовные сценарии в работе с интерфейсом и реализовали сквозную авторизацию во всех наших сервисах», — поясняют разработчики.
Дизайнеры переработали интерфейс так, чтобы в нём появилось как можно больше коротких сценариев для взаимодействия с разными приложениями. Например, стартовый экран теперь похож на витрину с виджетами из всех установленных в машине сервисов: время на поездку до работы и дома, информация о пробках из «Навигатора», быстрое управление музыкой, наиболее популярные настройки и так далее.
Операционная система получила более лаконичный дизайн с крупными кнопками и шрифтами. Исчезли выпадающие списки и уровни вложенностей, которые встречались раньше в настройках.
При разработке интерфейса для автомобиля нужно помнить, что водитель сфокусирован на дороге, он не держит устройство в руках и даже не видит его прямо перед глазами. Поэтому здесь главный принцип — это безопасность. Очень важно быстро показать нужную информацию и лишний раз не отвлечь водителя от дороги.Отсюда, кроме очевидных крупных кнопок и шрифтов, строгий и местами даже аскетичный дизайн. Мы не используем лишний раз яркие акценты, чтобы в нужный момент реально привлечь внимание. Мы не покажем видео или красивую анимацию во время ведения, потому что «Следи за дорогой!».
Юлия Суровцева, дизайнер «Яндекс.Авто»
В машинах «Драйва» встречаются бортовые компьютеры, в которых физические кнопки один в один дублируют виртуальные, расположенные на экране — например, в Skoda и VW. На вопрос о причинах такого решения команда отвечает, что «такова цена универсальности».
В разных машинах разный набор физических кнопок. Поэтому мы часто готовы продублировать некоторые вещи в интерфейсе, чтобы все сценарии решались даже без физических контролов. Особенно это актуально для «Драйва», где люди часто имеют дело с машинами, к которым не привыкли. Например, найти изменение громкости в некоторых машинах — задача не тривиальная, хотя регулировать громкость нужно действительно часто. Мы продублировали эту функцию в виджет быстрых настроек на домашнем экране и в разделе настроек.