Как программист из Праги стал миллиардером благодаря бесплатному антивирусу Avast
Неудавшийся химик Павел Баудиш начинал создавать первые программы, когда у власти в его родной Чехословакии стояли коммунисты. Его главный продукт — бесплатный антивирус Avast — установлен на 400 млн устройств и сделал его миллиардером. Как скромному чеху удалось создать компанию, которая конкурирует с американскими гигантами?
Стоя на террасе на крыше пятизвездочного Hotel U Prince, Павел Баудиш оглядывает город, где он прожил большую часть своих 59 лет. Позади — наполненная туристами городская площадь Праги и высоченные готические шпили Тынского храма, впереди — ряды заостренных крыш цвета охры.
Город становился все ярче и ярче на его глазах. Баудиш помнит темные времена, наступившие после того, как армии стран Варшавского договора положили конец «Пражской весне» и внедрили коммунизм с настолько жесткими правилами, что его отец-психиатр больше не мог практиковать, а сам он не смог получить должное образование. После «бархатной революции» в 1989 году наступил период либерализации, предоставивший новые возможности иноваторам вроде Баудиша.
Перед лицом всех превратностей судьбы он оставался спокоен и расчетлив. Именно такой образ мышления позволил ему превратить маленькую специализирующуюся на кибербезопасности компанию, которую он соосновал в последние дни коммунистического режима, в лидера отрасли, который может бросить вызов, а иногда и обогнать агрессивных американских конкурентов вроде McAfee и Symantec. Это же позволило ему стать одним из немногих чешских миллиардеров.
Детище Баудиша — Avast, антивирус, который установлен более чем на 400 млн компьютеров и смартфонов по всему миру. Как и схожие продукты, которые в конце 1980-х годов также разрабатывали McAfee и Norton, он должен помешать киберпреступниками и шпионам устанавливать на компьютеры программы для перехвата данных. Главное отличие в том, что Avast — бесплатен и доступен только онлайн, а не в розничных магазинах. Эта бизнес-модель, известная как «фримиум», позволила компании Баудиша достичь заоблачных высот и в 2018 году провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Оценка бизнеса выросла до $4 млрд, а состояние Баудиша — до $1,4 млрд (по данным на июнь 2019 года).
Состояние Баудиша позволило ему войти в клуб миллиардеров, но, несмотря на это, сам он — воплощение скромности. Баудиш носит темно-синий жилет и черную поясную сумку, его редеющие белые волосы коротко подстрижены, и ничто не указывает на его богатство. Он сохраняет сдержанность на протяжение двухчасовой беседы на прохладной террасе отеля и осторожно подбирает слова, неспешно потягивая горячий шоколад и пиво Staropramen. Он заявляет, что у него «нет дорогостоящих хобби»: его самое эксцентричное времяпровождение — геокэшинг, игра, участники которой разыскивают сокровища по GPS-координатам. Его инвестиции скромны и разумны: за последнее время он приобрел производителя памперсов и гостиницу неподалеку с видом на самую заметную достопримечательность города, Пражский Град. «Я не слишком хорош в гостиничном менеджменте. Это хороший способ научиться», — говорит Баудиш о своем новом непрофильном активе.
Как нанять эффективного гендиректора с небезупречной репутацией
Одним из самых прибыльных для Баудиша оказалось решение нанять упрямого американца, который превратил Avast в «убийцу гигантов». Этот человек — Винс Штеклер, генеральный директор Avast на протяжении последних десяти лет. Сейчас он сидит напротив Баудиша и говорит, заглушая болтовню туристов и воркование парочек. Со времен IPO они впервые дают интервью англоязычному изданию.
Бывший менеджер Symantec кажется шумнее и увереннее своего начальника-чеха, своим крепким телосложением и лысиной напоминает генерала в отставке. Он с удовольствием хвастается успехами компании, тогда как Баудиш более сдержан. «Я как раз сегодня читал об Aston Martin. [На Лондонской бирже] мы были вторым крупнейшим IPO за год. Aston был первым. Сейчас мы стоим дороже Aston Martin», — говорит Штеклер. Он прав. Акции производителя любимых машин Бонда упали, и его оценка теперь едва превышает $3 млрд.
Штеклер не был очевидным кандидатом на пост гендиректора. В 2005 году, когда он был топ-менеджером в Logicon, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) взыскала с него $35 000 по гражданскому иску. Она установила, что Штеклер помог Legato, производителю программного обеспечения из Кремниевой долины, завысить финансовые показатели, подписав контракт на $7 млн с оговоркой о его расторжении. Согласно заявлению SEC, Штеклер понимал, что Legato не сможет засчитать такой контракт в продажах, поэтому рассказал топ-менеджерам компании о том, как скрыть оговорку от финансового отдела. Работники шутили о «бывших аферистах в руководстве», рассказал один бывший сотрудник Avast.
История Штеклера привлекла пристальное внимание британской прессы во время подготовки Avast к IPO. Обычно готовый поддержать разговор на любую тему, Штеклер отказался комментировать этот эпизод и тогда, и сейчас, в разговоре с Forbes. Он не был первым в списке, когда Баудиш и другой основатель Avast Эдуард Кучера в 2009 году начали искать гендиректора. Изначально основатели звали бывшего начальника Штеклера — бывшего вице-президента Symantec Дитера Гисбрехта. «Они нашли кого-то, кто им на самом деле понравился, и это был не я», — шутит Штеклер. Гисбрехт отклонил предложение, но познакомил Баудиша и Кучеру со Штеклером, который ухватился за возможность переехать в Прагу из Сингапура и принять бразды правления Avast у основателей, которые теперь руководят компанией только как члены совета директоров.