Как построить карьеру в науке и медицине и преодолеть стереотипы о возрасте
Онлайн-кинотеатр Okko начал показ семисерийного документального проекта о героях рейтинга Forbes «30 до 30». 10 июля вышла четвертая серия сериала, посвященная победителям в номинации «Наука и технологии». Forbes публикует отрывки из интервью героев этой серии: хирурга-онколога Ростислава Павлова («30 до 30», 2021 год), главного дата-сайентиста МТС Виктора Кантора («30 до 30», 2020 год) и ученого-физика Алексея Федорова («30 до 30», 2019 год)
О выборе пути
Ростислав Павлов, заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова, хирург-онколог:
— Мне столько раз говорили о том, что я иду неправильным путем. Если бы я следовал всем этим советам, я бы не сидел сейчас здесь и не руководил бы крупным направлением в клинике. Мне всегда хотелось быть супергероем — каждому мальчику в детстве хочется быть супергероем. Но я с ужасом понял, что у меня нет суперспособностей, я не выпускаю паутину, не летаю с гиперранцем, у меня из глаз не вылетает лазер. Я понял, что мне нужно выбирать какую-то крутую профессию. Мой папа — доктор, и когда я приходил к папе на работу и видел, что доктор идет по коридору или ординаторской, все такие: «Вау-вау, это доктор!» Я воспитываю молодых хирургов, потому что в любой момент могу оказаться на операционном столе. Кто меня прооперирует? Те ребята, которые озлобленные ждали, когда я умру, чтобы занять мою должность? Нет.
Я видел, как устроена медицина во всех поколениях. Первоначально я думал, что мне нужно стать таким врачом-светилом. В медицине есть определенная иерархия, как в армии, и мне эта система не нравилась. Я не хотел ждать и в 45 лет дождаться, когда умрут мои наставники, — и вот они умерли все, теперь пришло мое время. Я понял, что нужно как-то менять эту систему, и менять систему можно только лишь одним способом — компетенцией.
Алексей Федоров, ученый-физик, руководитель научной группы Российского квантового центра:
— Я в детстве много кем хотел стать. Мое настроение, кем быть, было очень тесно связано с какими-то культурными объектами, которыми я поглощен в тот момент. Например, когда я смотрел первый сезон «Доктора Хауса», я был абсолютно убежден, что надо идти в медицину. Когда я читал какие-то книжки приключенческие, я думал о том, чтобы быть детективом. Я думал о том, чтобы быть президентом, предпринимателем, музыкантом —такое тоже было. Мы даже выступали какое-то время, я играл на бас-гитаре. И в какой-то момент я начал смотреть сериал Lost, «Остаться в живых». Там рассказывали про историю путешествий во времени и рекламировали книжку Стивена Хокинга — «Краткая история времени». В тот момент моя жизнь радикальным образом поменялась. Я понял, что физика существует за пределами того, что тебе рассказывают в школе. Я считаю, что это неправильно, потому что на самом деле такое впечатление должно возникать на каждом естественно-научном предмете. Благодаря биологии, физике мы очень сильно будем жить по-другому.