Как построить глобальный технологический бизнес из Тулы: история участницы рейтинга Forbes «30 до 30»
Тульская компания Devar соединила книги и технологию дополненной реальности. Продукция стартапа продается в 40 странах, а выручка за первую половину 2019-го достигла $12 млн. Как соосновательнице Devar Анне Беловой пришла идея создать виртуального воспитателя?
Молодая тульская компания Devar мечтает устроить революцию на издательском рынке: стартап соединил бумажные книги и технологию дополненной реальности (augmented reality — AR). Оживших в AR героев детских сказок от Devar можно встретить в 40 странах мира, а выручка проекта за шесть месяцев 2019 года достигла $12 млн. Соосновательница Devar, участница рейтинга 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет по версии Forbes Анна Белова рассказала, с чем пришлось столкнуться бизнесу при трансформации книжного рынка и как компания планирует превратить мобильное приложение в виртуального воспитателя для детей по всему миру.
Про «кремлевский заказ» и роботов для атомного реактора
Еще будучи студенткой Тульского государственного педагогического университета, я часто участвовала в научных и образовательных конференциях и форумах. На последнем курсе в 2011 году на одном из таких мероприятий познакомилась с будущими бизнес-партнерами — Виталием Аверьяновым, тогда специалистом по поисковой оптимизации, и Андреем Комиссаровым, владельцем ремонтного бизнеса. Мы пообщались, помечтали и решили открыть собственная дело.
В том же году мы основали веб-студию «Лаборатория 24», которая создавала сайты для компаний. В целом работали в плюс, но бывали и месяцы, когда уходили в минус. Расширить клиентуру помог «кремлевский заказ», как мы его между собой называем: наша студия выиграла тендер на разработку сайта для Кремлевского дворца, предложив за свои услуги самую низкую цену — 1 рубль. Это был маркетинговый ход — мы получили в портфолио интересное имя.
За Кремлем потянулись и другие клиенты — предприниматели из столицы и регионов. Пошли заказы и на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по несколько десятков миллионов рублей выручки.
В 2014 году мы снова получили неожиданный заказ: один из заводов по производству оборудования и комплектующих для предприятий атомной отрасли в Санкт-Петербурге попросил разработать систему видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Завод делал роботов, которых запускают внутрь реактора, а мы должны были создать для них программное обеспечение, с помощью которого робот будет считывать происходящее и передавать на экран диспетчеру.
Проект удался, и мы решили конвертировать полученный опыт в массовый продукт. После долгих экспериментов остановились на мобильном приложении с технологией дополненной реальности — аugmented reality, AR. С его помощью можно совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами.
О wow-эффекте и проблемах с издательствами
В 2014 году мы всерьез взялись за эту идею, много экспериментировали с AR. Например, на выставке недвижимости MIPIM во Франции наша команда сделала мобильное приложение, которое воссоздало проект будущей постройки прямо на макете. Потом мы создали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». У аудитории AR-книги вызывали wow-эффект, и мы решили, что новый формат сможет стать таким же популярным и востребованным на традиционном книжном рынке, как и электронная книга.
У нас была команда разработчиков, но не было партнера из традиционной отрасли. В начале 2015 года мы обили пороги нескольких издательств, предлагая им совместно выпускать AR-литературу. Схема сотрудничества была нехитрой: с нашей стороны — технология, с их — печать и дистрибуция книг. Для книгоделов дополненная реальность была чудом, но они не верили, что AR сможет стать частью их рынка. Мол, очередной хайп вокруг высоких технологий, о котором через несколько дней никто и не вспомнит.