Как первые советские авиа-рекордсменки 10 дней выживали в тайге
Драматическая история полета целиком женского экипажа на самолете «Родина».
Молодое советское государство, как, впрочем, любое государство любого возраста, любило ставить рекорды. Поэтому неудивительно, что предложение совершить рекордный беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток было принято советским руководством с энтузиазмом. Тем более, что экипаж был целиком женский — прекрасная реклама для заселения нелюдимой территории, которую хорошо бы побыстрее освоить.
Экипаж
Первым пилотом была назначена опытная авиатор — 28-летняя Валентина Гризодубова, успевшая не просто налетать 6 тысяч часов, но и, фактически, выросшая в самолете. Ее отец Степан Гризодубов был одним из первых русских авиаторов и авиа-конструкторов, и начал брать дочь в полеты, когда девочке еще не исполнилось и двух лет (да-да, привязывал ее для безопасности к себе ремнями).
Вторым пилотом стала 30-летняя Полина Осипенко, страстная летчица, что называется self-made — сделавшая себя сама. Простая крестьянка, выучившись читать и писать, написала письмо Наркому обороны Ворошилову с просьбой зачислить ее в летное училище. Качинскую военную школу Полина закончила в 1932 году, и к моменту перелета имела за плечами пять женских международных рекордов, в том числе перелет на летающей лодке МБР-2 из Севастополя в Архангельск.
27-летняя Марина Раскова, сотрудница НКВД, стала штурманом полета. Видимо, Гризодубова была не слишком довольна своим штурманом. Позже, в воспоминаниях и интервью, она не раз подчеркивала, что Раскова им была «рекомендована»: «Если Полина Осипенко была летчиком высокого класса, то Марина Раскова, как штурман, не имела специального образования и налетала всего около 30 часов. У нее не было ни малейшего представления о полетах в экстремальных условиях и, тем более ночью. В наш перелет она была рекомендована».
Обострение отношений СССР и Японии летом 1938 года привели к тому, что рекордный перелет был перенесен на осень. Полет все переносили и переносили, погода закономерно становилась все хуже и хуже. Того и гляди перенесут на весну, чего не хотелось. Тем более, что самолет — выкрашенный серебристой краской с надписью «Родина» на нижней части фюзеляжа (чтобы ее хорошо было видно с земли) бомбардировщик АНТ-37 — был давным-давно готов к полету.
Старт
Наконец, благословения Кремля было получено. Ранним утром 24 сентября 1938 года на Щелковском аэродроме НИИ ВВС собрались техническая команда полета, спортивные комиссары, журналисты и, разумеется, женский экипаж «Родины». Самолет поднялся в воздух в 8 часов 16 минут.