«Как Onlyfans, но для интеллектуалов»: почему журналисты стали массово делиться знаниями через рассылки Substack
Как устроена бесплатная платформа рассылок Substack, где авторам готовы платить больше, чем за подписку на Netflix.
Журналисты и эксперты всё чаще запускают собственные рассылки через сервис Substack — их читают несколько тысяч человек, часть из которых оформляет платную подписку.
С помощью рассылок журналисты получают сотни тысяч долларов в год без постоянной работы в редакции.
Сервис основали разработчики Крис Бест и Джайрадж Хетхи и журналист Хэмиш Маккензи в 2017 году. По словам Маккензи, им не нравились алгоритмы соцсетей и их контроль за новостями. Поэтому они решили создать платформу, где любой автор может «создать мини-медиаимперию для своих подписчиков».
Среди авторов Substack есть писатели Fortune, The Rolling Stone, Huffington Post и The New York Times. К платформе подключаются и сами издания: The Wall Street Journal готовит рассылку Elevate the Conversation об экологических и социальных проблемах.
Всего на платные рассылки Substack, стоимость которых не менее $5 в месяц, подписано более 100 тысяч человек. С 2017 года сервис привлек $17,4 млн, $15,3 млн из них — от фонда Andreessen Horowitz.
В 2019 году на Substack появилось и первое полноценное медиа о политике и новостях Dispatch. Оно объединяет шесть рассылок и три подкаста. В марте 2020 года выручка Dispatch составила около $1,4 млн. На издание подписалось 70 тысяч читателей, 10 тысяч оформили платную подписку.
Глава Substack Крис Бест считает, что аудитория, которая общается с автором и платит ему напрямую, — это революционное изменение бизнес-модели медиа, которые привыкли выживать с помощью рекламы.
По его мнению, читатели устали от соцсетей и постоянного информационного шума. Благодаря этому вырос спрос на независимую журналистику и личные мнения. «Читатели однозначно готовы платить за то, что помогает им осмыслить им и повысить ценность их жизни», — отмечает Бест.
Substack стал спасением для многих журналистов, потерявших работу из-за кризиса, вызванного пандемией Covid-19. На платформе авторы смогли найти узкую и платежеспособную аудиторию, компенсировав потерю работы. Некоторые начали зарабатывать даже больше, чем до пандемии.
Инвестор Пол МакКеллар назвал Substack «Onlyfans для интеллектуалов» (Onlyfans — сервис с подпиской на эротический контент). В такой оценке он неодинок.
Как устроен Substack
Сервис предлагает авторам бесплатно создавать рассылки на любую тему и берет на себя всю техническую часть, позволяя сосредоточиться только на тексте. По словам сооснователя Substack Криса Беста, основное внимание площадка уделяет связи между автором и аудиторией.
Часть магии рассылки заключается в том, что она работает по социальному контракту: я даю вам свою почту, а вы связываетесь со мной и появляетесь в моём ящике. Это работает не так, как в соцсетях, где нужно постоянно генерировать контент, чтобы привлечь внимание. Вы соглашаетесь на постоянные отношения между читателем и писателем. Такое ценнее для обеих сторон. Крис Бест, сооснователь Substack
За создание и ведение рассылок Substack не берёт плату, сервис зарабатывает на комиссии 10% со стоимости платной подписки. Substack предлагает авторам запустить монетизацию только тогда, когда они начинают чувствовать себя комфортно, указывает Business Insider.
По правилам Substack, ежемесячная стоимость подписки не может быть меньше $5 — это одно из немногих ограничений сервиса. Бест объясняет это тем, что авторы зачастую недооценивают себя и пользу своих текстов.
Поначалу мы нашли множество писателей, которые интуитивно выставляли небольшую цену, например 50 центов в месяц. Но это слишком мало — даже не снять комиссию за транзакцию. Вы недооцениваете себя. Мы дали людям повод выставлять минимум $5 в месяц, если они хотят создавать платные рассылки.Мы говорим авторам: «Смотрите, если вы пишете для широкой аудитории, которая читает для развлечения, от $5 до $10 в месяц вполне неплохо. Если же вы делаете рассылку, которую люди читают, чтобы развиваться в профессиональном плане, это можно рассматривать как коммерческие расходы и выставлять большую цену.И мы наблюдаем большой интерес к специальным дорогим подпискам. Это говорит о том, что людям интересно финансировать подобные материалы. Крис Бест