Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки
Ключевая задача спикера во время публичного выступления — достичь своей цели и получить необходимый отклик аудитории. Однако далеко не все используют для этого логичную аргументацию. Часто ораторы пытаются склонить людей на свою сторону с помощью риторических уловок, в том числе не всегда корректных и этичных. Разберем самые распространенные из них.
Допустимые словесные приемы
Хиазм
Значение этого приема легко запомнить по первой букве Х, которая представляет собой перпендикулярное перекрещивание двух одинаковых линий. Секрет уловки заключается в том, что члены первой половины предложения во второй части принимают противоположный порядок. Такая игра слов чем-то похожа на эффект отзеркаливания или антитезу — риторическое противопоставление, только без использования союзов «но» и «однако».
Например, Джон Ф. Кеннеди в своей инаугурационной речи сказал: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас. Спросите себя, что вы можете сделать для своей страны».
Опытные ораторы часто завершают выступление яркой фразой в надежде на то, что она запомнится слушателям и станет цитируемой. Для этой цели нередко используют хиазм. Образность и некая метафоричность этого трюка интригует человека и заставляет задуматься.
Вспомните великую реплику Константина Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве!» В короткой фразе театральный режиссер уместил глубокую и остроумную мысль. Но при использовании этого приема важно не забывать об аристотелевской «золотой середине». Не стоит использовать в речи больше одного-двух хиазмов.
Аллегория
Трудно найти выступление, в котором не было бы абстрактных понятий: «толерантность», «дружба», «свобода». Каждый понимает их по-своему или не понимает вовсе. Оратор должен уметь объяснять такие понятия простым языком, и в этом ему помогает аллегория, или иносказание.
Примером может послужить фрагмент из классической речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта»: «Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с ее злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие черные мальчики и девочки возьмутся как сестры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками». Образ равноправия подсвечивается идеалистичной картинкой. Когда оратор приводит этот образ, он уверен, что аудитория воспринимает его правильно.
Можно также вспомнить знаменитый монолог из фильма Джейсона Райтмана «Мне бы в небо», который строится на использовании аллегории. Герою Джорджа Клуни предстоит сообщить сокращенным сотрудникам неприятные новости и постараться отговорить их от судебных исков: «Сколько весит ваша жизнь? Представьте на секунду, что у вас за плечами рюкзак. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как лямки давят вам на плечи. Чувствуете? Теперь я хочу, чтобы вы наполнили его всем, что у вас есть в жизни. Начните с мелочей, с того, что лежит у вас на полках и в ящиках — безделушек, сувениров. Теперь положите вещи покрупнее. Ваше жилище, — однокомнатную квартиру или дом с двумя спальнями. Теперь сделайте шаг. Тяжеловато, правда? Вот что мы делаем сами с собой, день за днем, — изводим себя так, что в конце концов не остается сил на то, чтобы сделать хоть шаг». Как мы видим, аллегория позволяет посмотреть на ситуацию под совершенно другим углом.
Опасность в использовании аллегории только одна: оратор может уйти в иносказательный мир, понятный только ему самому. Придерживайтесь логики и структуры выступления и не теряйте основной посыл в погоне за яркими образами.