Как искусственный интеллект помогает обслуживать клиентов
В рамках конференции AI Journey Анатолий Попов, заместитель председателя правления, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Сбербанка, рассказал Forbes Agenda о влиянии цифровизации на развитие продуктовой линейки для корпоративных клиентов
— Как цифровизация влияет на развитие продуктовой линейки для корпоративных клиентов?
— Цифровизация — это в первую очередь удобство. Все начиналось с того, что наши клиенты были вынуждены приносить в банк кипы документов, чтобы провести элементарные платежи. Вы же помните фразу «бухгалтер уехала в банк»? А ведь так было еще несколько лет назад. Банки работали до двух часов, а потом сотрудники до вечера вручную разбирали эти платежки. Конечно, клиентов это крайне раздражало.
Помню, когда я пришел в 2016 году в наше отделение, клиент задал простой вопрос: «А это нельзя сделать через интернет?» Ответ был очевиден уже тогда: все можно сделать через интернет, осталось только аналоговые продукты привести в цифровой вид.
В этом нам очень сильно помогла agile-трансформация, которую банк запустил в 2016 году. Ее суть заключалась в том, что сотрудники бизнеса начали разрабатывать продукты вместе с IT-специалистами и инженерами. И в результате time-to-market (время от начала разработки идеи до ее конечной реализации — Forbes Agenda) мы стали в разы быстрее выводить на рынок готовые продукты и дорабатывать существующие.
Или взять «бумажное измерение». Три года назад мы у корпоративных клиентов, которых у нас порядка трех миллионов, брали порядка 18 000 коробок с документами в квартал — это гигантский объем. Затем мы пять лет должны были хранить эти документы — целые архивы были задействованы. Во втором квартале 2021 года мы взяли меньше 2000 коробок. Разница — в девять раз.
Кардинально ускорились и в кредитовании. Кредиты в малом бизнесе теперь оформляются за три минуты, уже почти половина кредитов выдается по такой схеме. В среднем бизнесе больше половины обычных кредитов выдается за семь минут. Все документы готовятся автоматически, а искусственный интеллект помогает читать доверенности, которые нам представляют клиенты: он распознает договор, выделяет сущность и сообщает, может ли указанный сотрудник его подписывать. Формирует этот кредитный договор тоже искусственный интеллект.