Как Джош Транк и Том Харди переосмыслили биографию Аль Капоне: интервью с режиссером фильма "Лицо со шрамом"
Режиссер Джош Транк в интервью Esquire рассказал о провальной «Фантастической четверке», которая едва не разрушила его карьеру, о том, как он переосмыслил биографию самого известного гангстера США и каково это — работать с неукротимым Томом Харди.
Джош Транк – последний человек, который будет спорить с тем, что «Фантастическая четверка» – «объективно плохой фильм». Но несмотря на этот провал, приведший к малоприятному публичному разрыву между Транком и топ-менеджерами студии Fox, и заставивший Джоша уйти из проекта Lucasfilm (предполагалось, что Транк снимет фильм о Бобе Фетте), 36-летний режиссер вернулся, и вернулся с триумфом. «Капоне» (на стриминговых сервисах с 12 мая) – смелая, местами в хорошем смысле безумная история про последний год жизни Аль Капоне. Мафиози, страдающего от деменции, играет Том Харди – в своей фирменной притягательной манере. Галлюцинаторное путешествие в глубины медленно гаснущего сознания легендарного преступника по ходу действия превращается в демистификацию его образа. Для Транка, чей дебют 2011 года – «Хроника»– до сих пор остается высшей точкой жанра псевдодокументального «случайно найденного видео», это триумф, перечеркивающий катастрофу, чуть не погубившую всю его карьеру.
Кроме Харди роли в «Капоне» исполняют Мэтт Диллон, Кайл Маклахлен и Линда Кардинелли. «Капоне» – головокружительный, сумасшедший фильм. Он напрягает и ужасает. Местами он превращается в гонзо – например, в эпизоде, когда герой Харди, мрачный гангстер со шрамом во все лицо, подпевает Трусливому Льву в «Волшебнике Изумрудного города», или – не снимая подгузника и не вынимая изо рта сигары, которая больше бы пошла Багзу Банни, – расстреливает родных и друзей из позолоченного автомата Томпсона. Можно было бы сказать, что история о человеке, находящемся на последнем издыхании и мучимом своим прошлым, для Транка очень личная. Последние дни Капоне полны кошмаров и обвиняющих призраков (Джош замечает, что «сам фильм как будто страдает деменцией»). Но прежде всего это доказательство того, что даже однажды оступившись на съемках блокбастера, Транк остается исключительно сильным режиссером и сценаристом. В преддверии премьеры мы поговорили с ним о том, как он собирал себя по частям после своего марвеловского провала, как в последнем фильме он смешивал факты и вымысел, и о том, каково это – работать с неукротимым Харди.
История с «Фантастической четверкой» и «Звездными войнами» подошла к концу, испытания позади. Чувствуешь облегчение от того, что у тебя наконец вышел новый фильм? Тебя не удивляет, что все связанное с двумя предыдущими картинами так активно обсуждалось?
Ну, у меня смешанные чувства. После выхода «Четверки» мне пришлось ходить к психотерапевту, и это был лучший врач в моей жизни. Вместо того чтобы заставлять меня погружаться в воспоминания и весь этот ужас заново переживать, он просто спрашивал: «А что вы чувствуете прямо сейчас? Забудьте о прошлом – что вы чувствуете?» С тех пор я стараюсь придерживаться этой схемы. Особенно сейчас. Новый фильм же выходит.
Потом, вокруг эпидемия, которая весь мир перетряхнула, и мне, честно говоря, неловко признаваться, что я чувствую себя прекрасно, потому что фильм мне очень нравится. Я его монтировал. Это не впервые – я уже монтировал фильмы, которые мне очень нравились и которыми я потом гордился. «Хроника», моя первая картина, – там я тоже был очень глубоко погружен в процесс монтажа, работал вместе с Эллиотом Гринбергом. Чтобы я ни делал в своей жизни, рано или поздно наступает момент, когда я не могу больше видеть дело рук своих. «Капоне» я смотрел долго, много, сначала до конца и от конца к началу, и вдруг понял, что мог бы смотреть этот фильм дважды в день до конца жизни. Я его обожаю. Я сделал его так, чтобы самому от него зафанатеть, и мне не терпится показать его другим людям и узнать, за что они его полюбят.
Еще до начала съемок я рассчитывал, что если все получится, это будет своего рода оправданием: смотрите, я все-таки хороший режиссер, а не полное дерьмо, как вам кажется. Я надеялся, что получится оправдаться. Но в итоге получилось так хорошо, что я совсем перестал думать об оправданиях. У меня ощущение, что это полная перезагрузка. Перерождение – это слишком громко звучит и похоже на кокетство. Но в определенном смысле я действительно переродился и поменял свои отношения с кинематографом. Потому что когда ты снял что-то объективно плохое, и все это знают, смотреть потом другие фильмы тяжело – появляется ощущение, что ты этого не достоин, потому что подвел кинематограф как таковой. «Капоне» мне кажется уникальным вкладом в индустрию. Я надеюсь, фильм вдохновит молодых людей взять камеру и попытаться сделать что-то новое.