В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей

4x4 ClubАвто

Два юбилея. 100 лет Suzuki и 50 - её внедорожникам

В этом году компания Suzuki отмечает столетний юбилей, но свои знаменитые внедорожники она начала делать не сразу. Японцы – народ неторопливый и основательный, им нужно было подготовиться. На это ушло пятьдесят лет…

Текст Георгий Варфоломеев
Иллюстрация Елены Лодзовской

Двухтактное начало

В 1965 году некая Hope Motor Company построила компактный внедорожник HopeStar ON 360 с подключаемым передним мостом, длиной менее трёх метров и весом 525 кг. Машина приводилась в движение двухтактным мотором воздушного охлаждения фирмы Mitsubishi. При рабочем объёме 359 см3 он развивал мощность 21 л.с. и скорость 70 км/ч. Серийным новый мини-вездеход стал только в 1967-м, но за год удалось продать не более 15 штук. Разочаровавшись в выбранном пути, Hope Motor Company отказалась от автомобильного производства, передав права на него компании Suzuki. И в 1970 году, после серьёзных переделок, бывший HopeStar появляется под именем Suzuki LJ 10 или Jimny 360. Его дизайн полностью изменился, а вот габариты остались почти прежними: длина – 3 м, ширина – 1,3 м, да и вес увеличился незначительно – до 590 кг. Конструктивно новый Jimny был вполне адекватен времени: открытый кузов с откидным задним бортом крепился к раме, подвеска – зависимая на рессорах, дверцы – тканевые на молнии, которые чуть позже заменили на более удобные с трубчатым каркасом и обычными ручками. А чтобы уложиться, прежде всего по длине, в японский рыночный сегмент kei car с самым низким налогом, запасное колесо разместили в салоне, отобрав место у задних пассажиров. Мощность двухцилиндрового двухтактного двигателя воздушного охлаждения всё того же объёма 359 см3, подросла до 25 л.с., а скорость – до 72 км/ч. Коробка, естественно, механическая четырёхступенчатая.

Suzuki LJ10 Jimny (1970) 

Через два года, в 1972-м, выпускается улучшенная модель – LJ20 с новым двухцилиндровым двухтактником водяного охлаждения объёмом 350 см3. Он был унифицирован с подвесным лодочным мотором Suzuki 25, что серьёзно упростило снабжение запчастями те регионы, где хорошо знали подвесники Suzuki, но ещё не успели оценить автомобили марки. Мощность по сравнению с лодочным аналогом увеличилась до 28 л.с., а максимальная скорость – до 80 км/ч. В том же 1972-м появилась и комфортабельная полностью закрытая версия, а ещё через два года модель для экспорта – с левым рулём и наружным креплением запасного колеса. Кстати, начавшийся экспорт показал, что теснота на заднем сиденье устраивает только неприхотливых японцев, поэтому в 1976 году вышла подросшая на 2 см в длину экспортная модель LJ50. Она оснащалась трёхцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 539 см3 мощностью 33 л.с. Вес машины вырос до 635 кг, а скорость впервые достигла отметки 100 км/ч. Запасное колесо, само собой, было снаружи, а салон подвергся перепланировке – два задних пассажира теперь размещались на складных боковых лавках. В том же году появился и пикап LJ51P с удлинённой базой.

Четыре такта против двух

В 1977 году Suzuki, как и большинство японских компаний, готовилась к покорению богатого североамериканского рынка. С этой целью была спроектирована особая модификация LJ80 (для некоторых рынков SJ20 или Jimny 8) с четырёхтактным четырёхцилиндровым мотором. Сделано это было по причине несовместимости душистого двухтактного выхлопа с самыми суровыми на тот период экологическими стандартами США. Двигатель объёмом 791 см3 был с двумя распределительными валами в головке блока цилиндров, а его мощность составляла сначала 39, а чуть позже 41 л.с. Максимальная скорость тоже чуть прибавила и достигла 105 км/ч. Но новому мотору было тесно под старым капотом, и автомобилю снова пришлось расти. Теперь его ширина была 1 395 мм, высота – 1 690 мм, а колея расширилась до 100 мм. Причём для стран, где проблемы чистого воздуха никого особо не волновали, продолжили выпускать и двухтактные версии LJ55 (с рабочим объёмом 539 см3 и мощностью 28 л.с.). А ещё с 1979 года началось производство пикапа LJ81 с базой, удлинённой до 2 200 мм (против 1 930 мм у LJ 80).

Специально для рынка США Jimny переименовали в Brute. И вообще, вниманию американцев предлагались крайне симпатичные версии с коваными дисками, сложной окраской в два тона и виниловыми наклейками в соответствии со вкусами покупателей той или иной местности. В Германии же появилась модель Eljot, название которой было производным от литер L и J. Она часто продавалась укомплектованной лебёдкой и креплениями для винтовок (для охотников) или доски (для сёрфинга). Дуга безопасности шла уже в базе. При этом в США малыш не пошёл, а вот немцам компактный внедорожник понравился, и за полтора года, начиная с 1979-го, в ФРГ продали более 10 тысяч Eljot, что составило больше половины германского рынка внедорожников.

Семейство  Suzuki LJ80 

Путь «Самурая»

В 1981 году дебютировало второе поколение малышей Jimny. Новый Suzuki SJ30 получил подросший в размерах угловатый кузов, полноценное заднее складное сиденье, дверцы со стеклоподъёмниками в базе и дугу безопасности, которая стала частью силовой структуры кузова. Такое решение было вполне оправдано, ведь максимальная скорость снова выросла, а вместе с ней и вероятность опрокидывания узкого и высокого мини-вездехода. Впрочем, раму и зависимую подвеску на рессорах сохранили, так же как и двухтактный двигатель объёмом 539 см3 и четырёхскоростную механическую коробку передач. Полностью двухтактник сняли с производства только в 1990 году, то есть даже позже, чем это сделали на родине «Трабантов».

Вскоре была выпущена четырёхтактная модификация SJ40, она же SJ410, она же Jimny 1000. А в США и ФРГ новый Suzuki стал называться Samurai. Но это ещё не всё. Машина продавалась на разных рынках как Suzuki 4x4, Suzuki Caribbean, Suzuki Katana, Suzuki Potohar, Suzuki Santana и Suzuki Sierra. В Латинской Америке она называлась Chevrolet Samurai, в Австралии – Holden Drover, а в Индии наладили лицензионное производство Maruti Gypsy. Размеры SJ40 были таковы: длина – 3 555 мм, ширина – 1 460 мм, а дорожный просвет – неожиданные для такого малыша 240 мм. Модельный ряд состоял из открытой версии, короткого универсала, пикапа, бортового мини-грузовика и универсала с удлинённой базой (2 375 мм). Основным стал четырёхцилиндровый мотор объёмом 970 см3 и мощностью 45 л.с. (для США – 52 л.с.), а скорость достигла 112 км/ч. В 1984-м вышел SJ413, оснащённый двигателем 1.3 литра мощностью 64 л.с. Его скорость подпрыгнула до 130 км/ч, а масса – до 950 кг. По этой причине пришлось снабдить передние колёса дисковыми тормозами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Борись, Борис Борись, Борис

Издатель Борис Пиотровский адаптирует себя под новый дивный мир

Собака.ru
Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
Вспомнить все: как стать обладателем суперпамяти (спойлер: это реально) Вспомнить все: как стать обладателем суперпамяти (спойлер: это реально)

Шесть способов сохранить отличную память независимо от возраста

ТехИнсайдер
Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт! Mercedes-Benz GLK. И пусть вам повезёт!

Компактный, комфортный, надёжный, относительно простой и недорогой

4x4 Club
Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается Вы уволены. Как сохранить силу духа и почему аргумент «просто нет работы» не принимается

Какие ошибки не стоит совершать при поиске новой работы

Forbes
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка Унесенные Миядзаки. Как прославленный японец показал нам мир глазами ребенка

Отрывок из книги «Студия Ghibli: творчество Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты»

Forbes
Окна Анны Окна Анны

Мы готовы запустить сорокаметровую фигуру актрисы Анны Михайловской в космос

Maxim
Школа на замке: как самоизоляция изменит систему образования Школа на замке: как самоизоляция изменит систему образования

Из-за карантина почти 16 млн школьников внезапно оказались на домашнем обучении

Forbes
Анна Плетнева Анна Плетнева

Певица уверяет, что она заколдованная и выигрывает всегда у всех мужчин!

Playboy
7 фактов о супермодели Наоми Кэмпбелл — важных и неожиданных 7 фактов о супермодели Наоми Кэмпбелл — важных и неожиданных

Главные факты о Наоми Кэмпбелл, ее блестящей карьере и неоднозначных выходках

Esquire
Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей Chery Tiggo 8. Обсуждение деталей

Одно из свойств памяти – внезапный возврат к какому-нибудь странному событию

4x4 Club
Где одеваются современные европейские монархи Где одеваются современные европейские монархи

В каких рубашках ходит принц Чарльз, и у кого заказывает костюмы король Филипп

GQ
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Побеждённая зараза Побеждённая зараза

Натуральная оспа — первая и единственная болезнь, которую удалось ликвидировать

Дилетант
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Победа телевидения над онлайном: как бизнес стимулирует продажи во время эпидемии Победа телевидения над онлайном: как бизнес стимулирует продажи во время эпидемии

Что происходит с рекламным рынком во время каратина и экономического спада?

Forbes
Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок Жизнь после карантина. Аll-Terrain для коротких поездок

Кроссоверы и внедорожники довольно часто обитают в городах

4x4 Club
«Мамы в восторге»: как частные детские сады и спортивные секции подстроились под пандемию «Мамы в восторге»: как частные детские сады и спортивные секции подстроились под пандемию

Детский сектор сокращает расходы, чтобы после пандемии вернуться в офлайн

Forbes
Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам Обновлённая LADA 4x4. По канавам и святым местам

Краткое описание обновлений LADA 4х4 занимает не больше абзаца

4x4 Club
Археологи предложили новый способ поиска древнего пива Археологи предложили новый способ поиска древнего пива

Археологи экспериментально проверили способ выявления следов пива

N+1
BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех BMW X5 Diamond. Не такой, как у всех

BMW X5 Diamond – эксклюзивный, мощный и статусный автомобиль

4x4 Club
Л-1: как в СССР вместо трактора построили первый лимузин Л-1: как в СССР вместо трактора построили первый лимузин

Как выпускались первые советские лимузины

Популярная механика
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Что будет с человеком, если ему ампутировать половину мозга Что будет с человеком, если ему ампутировать половину мозга

Возможно ли жить только с половиной мозга, и что это будет за жизнь?

Популярная механика
Хрюн его знает Хрюн его знает

Фамилии, вызывающие смех, в этом году должны принести своим владельцам удачу

StarHit
Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами Космический мусор предложили побороть орбитальными налогами

Плата за вывод спутников в космос поможет контролировать космический мусор

N+1
Цивилизация Цивилизация

Они одними из первых освоили инженерию, завели армию, монархию и дипломатию

Вокруг света
«Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли «Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли

Отрывки из писем Эдуарда Лимонова графине Елены Щаповой де Карли

Forbes
Открыть в приложении