Наименее защищенная часть боевого корабля – его днище

Популярная механикаОбщество

Как диверсанты взрывают корабли

Наименее защищенная часть боевого корабля – его днище. Именно туда, в «подбрюшье», коварный удар может нанести мина, среагировав на магнитное или акустическое поле крейсера или эсминца. А иногда смертельный удар наносит человек – боевой пловец, он же подводный диверсант. По-английски этих бойцов называют «люди-лягушки».

Константин Ришес

Жертвами диверсантов стало немало боевых кораблей и гражданских судов. Причем иной раз смертоносная мина не доставлялась на корабль под водой, а заносилась на его борт диверсантом. Одним из первых загубленных таким образом кораблей стал российский линкор «Императрица Мария». Он первым из серии систершипов вступил в строй в 1915 году, когда уже полыхала Первая мировая. За ним следовали «Императрица Екатерина», двумя годами позже — «Император Александр III». Окончанию строительства четвертого корабля помешали события 1917 года. Это были очень серьезные корабли. Мощная броня бортов, палуб и башен позволяла выдерживать прямые попадания вражеских снарядов, в то время как даже одно попадание снаряда главного калибра «Императрицы» не оставляло шансов турецким и немецким крейсерам, противостоящим российскому флоту на Черном море. Новые линкоры имели по четыре трехорудийные башни главного калибра 305 мм и множество орудий меньшего калибра.

Потеря бдительности?

«Императрица Мария», ставшая флагманским кораблем командующего Черноморским флотом адмирала А.В. Колчака, с первых дней своего появления активно участвовала в боевых походах. Правда, спешно достраивающийся уже в условиях войны корабль был принят флотом со многими недоделками. В короткие перерывы между походами на борт линкора поднимались порою сотни мастеровых, устраняющих заводские недоработки. В самом конце сентября 1916 года, вернувшись из очередного похода, «Императрица Мария» вошла в Северную бухту Севастополя. Экипаж был занят загрузкой угля, воды, провианта и боеприпасов, а многочисленные мастеровые без всякого контроля со стороны военных работали в чреве корабля. К вечеру 6 октября погрузка и работы закончились, последние рабочие покинули линкор, и все 1223 члена экипажа были на борту. Утром ожидалось прибытие Колчака с его походным штабом и выход в море.

В 6 часов утра сыграли побудку, верхняя палуба начала заполняться моряками. Примерно в 6:20 трое из них, оказавшись вблизи первой орудийной башни, услышали шипение и заметили дымок, поднимающийся из-под башни, зарядный погреб которой заполняли без малого 3000 пудов пороха. Дальнейшие события развивались стремительно: еще не успел прозвучать сигнал пожарной тревоги, как раздался сильнейший взрыв, будто пушинки сорвавший с палубы фок-мачту, боевую рубку и одну из двух труб. Броневая палуба была вспорота, и взорам моряков открылась страшная картина полыхающих трюмов. При первом взрыве погибли 228 моряков. Надо сказать, что, несмотря на масштабы и тяжесть катастрофы, больше погибших не было. В этом немалая заслуга Колчака, прибывшего на свой флагман уже через 15 минут после взрыва. Опытнейший моряк, прошедший службу на Балтике, Дальнем Востоке и в Арктике, адмирал сразу понял, что корабль обречен и теперь надо спасать людей, думать о других стоящих в бухте кораблях. Разбрасываемые взрывами горящие пороховые заряды были способны наделать немало страшных бед.

По приказу командующего буксиры немедленно начали отводить подальше от места бедствия стоящую в 400 м от «Марии» «Императрицу Екатерину», а подошедшие к гибнущему линкору катера и лодки снимали с пылающего корабля и подбирали из воды уцелевших моряков. Заливаемый водой линкор с развороченными бортами и переборками все глубже оседал и неуклонно кренился на правый борт. Разорвавшаяся паровая магистраль лишала его шансов на спасение: остановились турбогенераторы, прекратилось электропитание корабля, встали пожарные и водоотливные насосы.

Примерно через 50 минут после первого взрыва «Императрица Мария» завалилась на правый борт, а затем перевернулась вверх килем. Продержавшись на поверхности еще минут пять, корабль погрузился и лег на дно на глубине всего 10−12 м. Созданная комиссия посчитала, что наиболее вероятной причиной катастрофы был злой умысел, то есть диверсия. На мысль об этом наводило большое количество побывавших на корабле гражданских лиц.

Рок над «Новороссийском»

С годами катастрофа «Императрицы Марии» забывалась, вытесняемая из памяти людей другими бурными событиями XX века. Вспомнили о ней через 39 лет, когда в той же Северной бухте Севастополя неожиданно взорвался и затонул последний советский линкор «Новороссийск», так же, как некогда погибшая «Императрица», флагман Черноморского флота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 знаменитых средневековых путешественников 10 знаменитых средневековых путешественников

История каждого средневекового путешественника — это приключенческий роман

Популярная механика
Лето: сезонные предосторожности для будущей мамы Лето: сезонные предосторожности для будущей мамы

Для женщин в положении лето может оказаться серьезным испытанием

9 месяцев
Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях Как работает институт многоженства и с чем сталкиваются женщины в таких семьях

Почему женщины соглашаются становиться вторыми женами и какие риски несут

Forbes
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья” Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”

В прокате “Красный воробей” — захватывающее собрание западных мифов о России

Esquire
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Что такое синдром ночного аппетита? Что такое синдром ночного аппетита?

Если не можете заснуть без нескольких бутербродов на ночь

Psychologies
Трагедия Лео Месси: ты видел, в каком шоке теперь вся Аргентина?! Трагедия Лео Месси: ты видел, в каком шоке теперь вся Аргентина?!

Третий день великого турнира, который проходит в России

Maxim
15 мыслей Дмитрия Озеркова 15 мыслей Дмитрия Озеркова

О плохом искусстве, российском менталитете и конце света

GQ
Страшные клады: 5 жутких вещей, найденных замурованными в стены Страшные клады: 5 жутких вещей, найденных замурованными в стены

Уверена ли ты, что прежние хозяева не оставили в стенах пугающих сюрпризов?

Cosmopolitan
Йога вместо лекарств Йога вместо лекарств

Эти несложные асаны помогают справиться с болью и укрепляют иммунитет

Лиза
Богатая биография Богатая биография

История Ротшильдов в деталях неизвестна никому, включая самих ее представителей

GQ
Дорога в небо Дорога в небо

Бизнес-джеты с хорошими рекомендациями

Robb Report
10 лучших детских книг для летнего чтения 10 лучших детских книг для летнего чтения

Эта подборка заинтересует всех детей и подростков

Psychologies
50 баек о чемпионатах мира,  которыми можно заполнить  рекламную паузу 50 баек о чемпионатах мира,  которыми можно заполнить  рекламную паузу

Разговоры о футболе скучными не бывают, скучным бывает только сам футбол

Maxim
Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу

У представителей нового поколения другой принцип: «жизнь не может ждать»

Forbes
Лучшие шутки о матче Россия — Саудовская Аравия Лучшие шутки о матче Россия — Саудовская Аравия

Первый матч чемпионата и первая победа нашей сборной

Maxim
Фанат на всю голову Фанат на всю голову

14 июня в России стартовал чемпионат мира по футболу

StarHit
Разговор c пиарщиком о поэзии Разговор c пиарщиком о поэзии

Письмо редактора

Maxim
10 малоизвестных производителей самолётов США 10 малоизвестных производителей самолётов США

На сегодняшний день в США базируется более 150 (!) авиастроительных компаний

Популярная механика
Грядки с фантазией Грядки с фантазией

Простые и необычные идеи по выращиванию урожая на любимом дачном участке

Лиза
Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Британия вошла во вкус: почему в королевстве будут преследовать россиян Британия вошла во вкус: почему в королевстве будут преследовать россиян

Почему россияне попадут под первую волну «репрессий»

Forbes
Не переходи мне дорогу: самые страшные истории, рассказанные водителями Не переходи мне дорогу: самые страшные истории, рассказанные водителями

Пользователи Reddit поделились историями, которые приключились с ними за рулем

Cosmopolitan
Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White Посмотрите на футбольную коллекцию Nike x Off-White

Коллекция кроссовок и футбольных джерси «Football, Mon Amour» от Вирджила Абло

GQ
На балансе: тест Audi SQ5 На балансе: тест Audi SQ5

Модификация Audi Q5 под названием SQ5

Популярная механика
8 бьюти-ошибок, которые испортят твой образ на выпускном 8 бьюти-ошибок, которые испортят твой образ на выпускном

Выпускной вечер - одно из самых знаменательных событий в жизни

Cosmopolitan
«Футбол очень похож на балет» «Футбол очень похож на балет»

Спортивный комментатор Георгий Черданцев — о себе и о чемпионате мира по футболу

Добрые советы
Место огня Место огня

Как оборудовать площадку на садовом участке

Домашний Очаг
Доисторические животные, которые не вымерли Доисторические животные, которые не вымерли

Эволюция живого на Земле содержит немало загадок

Популярная механика
Что делать, если разбился ртутный градусник? Главные советы, как обезопасить себя Что делать, если разбился ртутный градусник? Главные советы, как обезопасить себя

Разложим все по полочкам, и это окажется не так уж и страшно

Playboy
Открыть в приложении