Как человеческая агрессия стала частью театра и перформанса
В мае в издательстве фонда V–A–C выходит книга Ричарда Шехнера «Теория перформанса» в переводе Анны Асланян. Шехнер — театровед, режисер, один из первых исследователей перформанса. В книге он ищет истоки перформанса в ритуалах древних племен, показывает, как знание поведения приматов помогает понять реакции человеческого тела во время театрального действия и дает ключи к пониманию этого искусства, подключая психоанализ, антропологию, философию. Тексты, собранные в книге, Шехнер публиковал с 1966 года, так что перед нами — буквально переведенная классика подобного рода исследований, в которых нуждается как зритель, так и художник.
Esquire публикует фрагмент «Свои, чужие», где Шехнер ищет один из истоков выражения агрессии и проявления насилия в ритуале и представлении.
С этологической точки зрения ритуалы помогают наладить коммуникацию, устранить двусмысленность, добиться ясности сигнала. Сигналы направлены главным образом на представителей собственного вида. Поведение животных в отношении других видов обычно более «однозначно»: сражаться, бежать, прятаться, убивать. Ритуалы биологически необходимы, поскольку представители одного вида должны спариваться, выстраивать устойчивую социальную иерархию, делить территорию. Взаимодействие, определяющее урегулирование этих процессов, нередко приводит к конфликтам. Ритуалы опосредуют его через создание другой реальности, более привлекательной, чем прямое действие. Эта новая реальность — перформанс.
В перформативных действиях агрессии не меньше, чем в прямых, но они менее опасны. У животных существуют два разных вида агрессии: та, что направлена на жертву, лишена эмоций и смертоносна; та, что направлена на сородичей, напротив, эмоциональна, но ритуализирована. Айбль-Айбесфельдт пишет:
Антилопы орикс никогда не пытаются забодать друг друга — схватки между ними ведутся в соответствии со строгими правилами. Однако в схватках со львами они используют рога. Жираф в борьбе с соперниками [другими жирафами] использует свои короткие рога, но, защищаясь от хищников, пускает в ход копыта. Хищник по-разному сражается с представителями своего вида и с жертвами. С помощью электрической стимуляции мозга удалось показать, что двум этим типам поведения у кошачьих соответствуют разные нейрональные субстраты. (Eibl-Eibesfeldt, 1970: 314)