Авиационный эксперт Вадим Лукашевич о катастрофе малайзийского «Боинга»

ForbesОбщество

Как был сбит «Боинг». Нестыковки в версии концерна «Алмаз-Антей»

Forbes.ru продолжает публикацию серии колонок авиационного эксперта Вадима Лукашевича о катастрофе малайзийского «Боинга» 17 июля 2014 года над Донецкой областью. Во второй части он разбирает версию концерна «Алмаз-Антей». По мнению эксперта, в расчетах компании есть серьезные ошибки.

rtr4evkj.jpg__1563356780__21460.jpg
Фото Antonio Bronic / Reuters

Рассуждения концерна базируются на нескольких ключевых элементах.

Первый ключевой элемент версии концерна — это исходные данные, взятые за основу всех последующих умозаключений, исследований, экспериментов и выводов. Достоверность данных напрямую определяет достоверность получаемых результатов.

Впервые исходные данные в виде траекторных параметров самолета в момент его гибели были представлены в публикации в «Новой газете» (предположительно она написана на основе экспертизы специалистов «Алмаз-Антея»):

— курс самолета — 115°;

— скорость: около 905 км/ч;

— высота полета: 33 000 футов (эшелон FL330), т.е. около 10 060 м;

— географические координаты точки поражения самолета: 48°07'37.7'' с. ш., 38°31'34.7'' в. д.

— угол сноса: не учитывается (отсутствует).

Угол сноса возникает, когда на летящий самолет дует боковой ветер. Он сносит самолет в сторону от его заданного курса (заданной линии пути). Угол между заданным курсом и фактической траекторией полета, отличающейся от курса из-за воздействия ветра, и называется углом сноса. На практике самолет всегда летит туда, куда ему нужно, т.е. траектория его полета совпадает с желательным направлением (линией заданного пути), но для парирования воздействия ветра самолет вынужден немного разворачиваться в сторону ветра на угол компенсации, совпадающий по значению с углом сноса. Соответственно, неучет (как и отсутствие) угла сноса означает либо полное отсутствие ветра, либо его полное совпадение с курсом самолета (ветер строго попутный или строго встречный).

Рис. 14. Иллюстрация угла сноса как разницы между линией заданного пути (вектором воздушной скорости) и фактической траекторией полета (вектором путевой скорости), возникающей из-за влияния ветра — верхний рисунок. Ниже показан совпадающий с углом сноса угол компенсации ветра, на который вынужден повернуться самолет относительно траектории полета, чтобы она совпадала с линией заданного пути.

Второй ключевой элемент версии концерна — так называемый «скальпель», представляющий собой очень узкий диск радиально разлетающихся готовых поражающих элементов.

При взрыве боеголовки ракета разрушается на множество мелких осколков, но эти осколки разные. Боеголовка представляет собой своеобразный «бочонок» со взрывчатым веществом, вокруг которого (на его поверхности) несколькими слоями уложены уже готовые поражающие элементы, приобретающие при взрыве большую скорость (до 2000 м/с и более) и поэтому имеющие наибольшую пробивную способность. Эти готовые поражающие элементы называются первичными осколками. Фрагменты конструкции разрушившейся ракеты (части корпуса, двигателя, приборного отсека и т.д.) — хаотично разлетающиеся вторичные осколки. Если вторичные осколки разлетаются во все стороны, то первичные осколки благодаря исходному упорядоченному положению вокруг взрывчатки при взрыве образуют «облако» с заданной пространственной конфигурацией. «Алмаз-Антей» утверждает, что внутри этого облака разлетающихся первичных осколков формируется очень тонкий диск, содержащий более 42% всех первичных осколков и несущий в себе более половины всей кинетической энергии осколочного потока. Благодаря этому, по версии концерна, «скальпель» способен «разрезать» самолет, словно нож — батон хлеба.

Рис. 15. Слайд с разрезом (сечением) осколочного поля зенитной управляемой ракеты 9М38М1, представленный на пресс-конференции концерна «Алмаз-Антей» 2 июня 2015 года. Тонкий диск «скальпеля» в сечении виден как узкий красный сектор в центре осколочного поля, с углом расширения 5-6о от центра детонации боеголовки.

«Скальпель» очень тонок (его толщина всего несколько угловых градусов), как лезвие ножа. Другое полезное для расследования свойство «скальпеля» — его положение в пространстве относительно ракеты: он всегда строго перпендикулярен ее продольной оси, а значит, и траектории ее полета в момент взрыва боеголовки. Это очень удобно: жестко связанный с ракетой «скальпель» точно определяет не только пространственную ориентацию ракеты в момент взрыва, но и, что более важно, направление ее полета. Если вы отрезали ломоть хлеба от буханки одним ровным движением, то по срезу всегда сможете определить направление движения ножа.

Зная направление полета ракеты в последний момент и считая, что она весь свой путь летела почти по прямой, можно легко понять, откуда она была запущена. Концерн называет это «обратным моделированием»: используя конечное положение ракеты, совпадающая с ним траектория продлевается назад (обратно, вспять), и упирается в точку пуска на земной поверхности. В логической цепочке «срез на самолете → положение «скальпеля» → ориентация ракеты при взрыве → направление полета (траектория) ракеты → место пуска ракеты» район пуска на земной поверхности через положение «скальпеля» на самолете жестко связан с самим самолетом (его курсом, углом атаки, углом сноса, углом скольжения и т.п.). Иначе говоря, если по каким-то причинам изменяется положение самолета (направление продольной оси его фюзеляжа), то соответственно изменяется положение «скальпеля», ракеты, ее траектории и неизбежно района пуска.

Рис. 16. Взаимосвязь положения сечения фюзеляжа самолета тонким «скальпелем» (его узкая плоскость показана красным диском), перпендикулярным продольной оси ракеты, чья пространственная ориентация в момент взрыва боеголовки задает траекторию полета, указывающую на пуск ракеты из района Зарощенское.

Третий ключевой элемент версии концерна — точность пространственного положения скальпеля в несколько градусов. Так как «скальпель» очень тонкий, то это позволяет очень точно, тоже с погрешностью в несколько градусов, определить его положение (отставленный им след на обломках Боинга) относительно самолета. Вот как об этом говорил помощник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский на пресс-конференции 2 июня 2015 года:

«…от незначительного изменения ориентации ракеты в пространстве порядок и форма поражения летательного объекта кардинально меняется <…>; даже незначительное изменение положения ракеты в пространстве позволяет существенно изменить характер поражений, а учитывая наличие «скальпеля» — именно его следы, или отпечатки, обнаруженные на конструкции самолета, позволили <…> определить условия подхода ракеты к цели <…>. Прошу обратить внимание, что даже при незначительном изменении ориентации ракеты в пространстве привело к существенному изменению картины наблюдаемых повреждений. Особенно это ярко видно в вертикальной плоскости: отклонение более чем на один градус полностью меняет картину повреждения…».

Сказанное помощником генерального конструктора концерна естественно: чем тоньше «скальпель», тем точнее можно определить положение ракеты. Если толщина «скальпеля» всего несколько угловых градусов, то и положение ракеты в момент взрыва тоже можно определить с такой же точностью. Проще говоря, все выводы концерна основаны на точном (в пределах нескольких градусов) положении ракеты относительно самолета, причем это положение жестко связано с самолетом. Запомним эти слова: они нам очень помогут дальше.

Четвертый основополагающий постулат версии концерна — движение основной части поражающих элементов разорвавшейся ракеты «вдоль корпуса самолета», что возможно только при пуске из района Зарощенское.

Ошибки в исходных данных

К прямолинейно летящей воздушной цели (т.е. не меняющей высоту, скорость и направление полета), какой и был малайзийский «Боинг», запущенная зенитная ракета летит по траектории, близкой к прямой линии, но не совпадающей с ней. Это связано как с особенностями работы системы наведения ракеты, так и с внешними случайными факторами (например, ветром). Поэтому с учетом всех погрешностей, опираясь на определенное по обломкам самолета положение «скальпеля», концерн вычислил условия встречи ракеты с самолетом. Согласно публикации в «Новой газете» в мае 2015 года, ракета подлетала к самолету снизу сбоку справа, с пересечением его курса под углами:

— в горизонтальной плоскости 72о-75о;

— в вертикальной плоскости 20о-22о.

С учетом всех возможных траекторных отклонений и любых случайных факторов это определило район пуска рядом с селом Зарощенское. До этого момента все в рассуждениях стройно, логично и понятно.

Однако уже через месяц, на пресс-конференции 2 июня 2015 года, концерн называет уже другие условия встречи в горизонтальной плоскости — 72о-78о.

Кроме расширения диапазона углов подлета ракеты к самолету в горизонтальной плоскости (на 3° по азимуту) ничего не поменялось, включая методику расчетов. И так как условия подхода являются исходными данными для определения (методом обратного моделирования) района пуска, то он должен расшириться на запад, став больше по площади. Но район пуска не меняется. В презентации 2 июня, с уже расширенным диапазоном углов подлета ракеты к самолету по азимуту, район пуска по-прежнему тот же, что и в майской газетной публикации с более узким диапазоном углов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Эра Босолея Эра Босолея

Как Бобби Босолей 50 лет пытается выйти из тени, брошенной Чарльзом Мэнсоном

Esquire
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Хочешь попробовать что-нибудь дикое в постели с девушкой? 6 способов убедить ее сделать это Хочешь попробовать что-нибудь дикое в постели с девушкой? 6 способов убедить ее сделать это

Помни, в интимной жизни прямолинейный подход не всегда уместен

Playboy
Сомнолог: после 20 часов без сна мозг теряет способность мыслить трезво Сомнолог: после 20 часов без сна мозг теряет способность мыслить трезво

Префронтальная кора не может нормально работать, если человек не высыпается

Inc.
Китайский космический флот Китайский космический флот

Для чего Поднебесной понадобилась масштабная «морская космонавтика»?

Популярная механика
Личная жизнь автомобилистов под угрозой. Что случилось? Личная жизнь автомобилистов под угрозой. Что случилось?

Преступления в обнародовании данных о миллионах парковочных сессий не нашли

РБК
Собираемся в отпуск: 5 гаджетов, которые пригодятся на отдыхе Собираемся в отпуск: 5 гаджетов, которые пригодятся на отдыхе

Список универсальных гаджетов для любого стиля отдыха

CHIP
Вкручиваем по полной: рейтинг сетевых шуруповертов 2019 Вкручиваем по полной: рейтинг сетевых шуруповертов 2019

Если вы используете шуруповерт там, где есть 220 В, стоит купить сетевую модель

CHIP
«Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв) «Очень странные дела» 3 сезон: рецензия (отзыв)

СССР и капитализм в «Очень странных делах» оказываются страшнее, чем демоны

Esquire
Тест смартфона Motorola One Vision: Android One в кино-формате Тест смартфона Motorola One Vision: Android One в кино-формате

Motorola One Vision не устанавливает новых рекордов в области производительности

CHIP
Что нужно знать о здоровье груди? Что нужно знать о здоровье груди?

Действительно ли пластика груди провоцирует рак и надо ли лечить кисты

Домашний Очаг
Изувеченная мужем Маргарита Грачева снялась в сексуальной фотосессии Изувеченная мужем Маргарита Грачева снялась в сексуальной фотосессии

Девушка, которой отрубили кисти рук, пытается принять свою новую внешность

Cosmopolitan
Зачем в часах Jaeger-LeCoultre Reverso можно переворачивать циферблат? Зачем в часах Jaeger-LeCoultre Reverso можно переворачивать циферблат?

Инновационное решение помогло создать одни из первых спортивных часов в мире

GQ
Клубы двоих российских миллиардеров вошли в рейтинг самых дорогих спортивных команд мира Клубы двоих российских миллиардеров вошли в рейтинг самых дорогих спортивных команд мира

Американский Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих спортивных клубов мира

Forbes
Основатель «Рольфа» рассказал, кто предложил ему продать бизнес перед уголовным делом Основатель «Рольфа» рассказал, кто предложил ему продать бизнес перед уголовным делом

С предложением о покупке «Рольфа» к Петрову обращался совладелец «Авилона»

Forbes
Спасибо, обойдемся Спасибо, обойдемся

Так ли полезно косметическое голодание?

Vogue
Хиромантия какая-то: самые дикие провалы экстрасенсов, которые мы не забудем Хиромантия какая-то: самые дикие провалы экстрасенсов, которые мы не забудем

Обманутые или доведенные до банкротства жертвы разоблачили шарлатанов

Cosmopolitan
Три шага, чтобы предотвратить измену Три шага, чтобы предотвратить измену

Какова биологическая подоплека измены и как этому противостоять

Psychologies
Наука и жизнь: как живут студенты знаменитого физтеха Наука и жизнь: как живут студенты знаменитого физтеха

В МФТИ высокий уровень суицида среди студентов

Популярная механика
Проблемы на триллионы. S&P оценила объем плохих долгов российских банков Проблемы на триллионы. S&P оценила объем плохих долгов российских банков

Высокая доля проблемных кредитов носит постоянный характер

Forbes
Непридуманная история викторианских обоев-убийц Непридуманная история викторианских обоев-убийц

Дома и стены помогают? Не всегда!

Maxim
Жизнь без остатка Жизнь без остатка

Восхищаемся Варварой Кронберг еще с тех времен, когда она была Жемчужниковой

Seasons of life
Кожевник 21 века о заказах для фанатов плеток, косплеев и о том, кто еще носит кожу Кожевник 21 века о заказах для фанатов плеток, косплеев и о том, кто еще носит кожу

Современный кожевник рассказал все о своей редкой профессии

Playboy
Северный путь. Заметки путешественника Северный путь. Заметки путешественника

Северный путь, часть третья. Рускеала — Сортавала — Выборг — Новгород

4x4 Club
Не курортный роман Не курортный роман

Как Александра Прокофьева и Евгений Колесников создали счастливый и крепкий брак

OK!
Жизнь как чудо Жизнь как чудо

Квартира в историческом районе Москвы, в которой живет декоратор Юлия Голавская

AD
Даниэль Клявер: «Обожаю мучить котов» Даниэль Клявер: «Обожаю мучить котов»

Сын певца кричит от счастья, когда видит папу по телевизору

StarHit
Дедский сад, или чего хочет бабушка Дедский сад, или чего хочет бабушка

Почему в Красновишерске не стыдно сдать близкого человека в дом престарелых

Русский репортер
Эмилия Вишневская о том, сколько стоит открыть свой бренд и что нужно для успеха Эмилия Вишневская о том, сколько стоит открыть свой бренд и что нужно для успеха

Что сейчас происходит в жизни Эмилии Вишневской

Cosmopolitan
Открыть в приложении