Каково это — защищать в судах жертв современных рабовладельцев
Миллионы человек во всем мире прямо сейчас находятся в рабстве. Рабовладельцем может быть даже сотрудник посольства. Американский адвокат Лорели Мастерс защищает жертв торговли людьми и рассказывает, почему дипломаты в таких случаях так часто отделываются всего лишь штрафами.
«Бытует мнение, что жертвы торговли людьми, особенно женщины, обязательно находятся в сексуальном рабстве. Это не совсем так. Многих используют именно в качестве рабочей силы. В частности, я оказывала помощь женщинам, которых ввезли в США дипломаты. Мы помогали им, во-первых, бежать из рабства, а во-вторых, получить визу T (виза США, предусмотренная для жертв торговцев людьми. — Esquire), чтобы они смогли остаться в стране и пригласить сюда родственников, в частности детей.
Не знаю, идет ли речь в случаях с дипломатами о преступных сетях. Я участвовала в процессах против физических лиц, а не против международных группировок.
В Вашингтоне (округ Колумбия) много дипмиссий. Работники посольств, по правилам Госдепартамента, должны заключать контракт с домашней обслугой, пока та находится еще в своей стране. Обычно происходит так: женщину встречают в международном аэропорту Даллеса, разрывают контракт, отнимают документы. И она без знания языка, без родственников и знакомых оказывается в чужой стране с рабовладельцами. Только у меня было 10–12 судебных разбирательств такого рода, еще несколько были урегулированы до суда (тогда процесс состоял лишь в определении суммы ущерба).
Иногда женщины даже знают тех, кто их привозит в США, — бывает, что это дальний родственник или знакомый. Жертвы прибывают отовсюду: из Филиппин, ЮАР, стран Юго-Восточной Азии и Среднего Востока, Катара, ОАЭ. Из России у меня лично подзащитных не было. Хотя одна из моих коллег, Мартина Ванденбург, работала в свое время в Human Rights Watch в России (участвовала в основании первого кризисного центра для помощи жертвам изнасилования), затем на Балканах — и, насколько я знаю с ее слов, есть случаи контрабанды людей и из России.
Первый раз мы выиграли дело в 2007 году. Суд постановил выплатить в пользу жертвы 1 миллион долларов, но дипломат уехал и вывез абсолютно все свои активы. Мы не сдались, мы вообще очень упорные. В конце концов мы идентифицировали его активы в США, их удалось арестовать, продать и передать какую-то сумму пострадавшей.
Момент нашего наивысшего торжества произошел в 2013 году. Дело было так. Мы в пятый или шестой раз пришли в посольство Танзании, чтобы потребовать деньги за преступление, совершенное их бывшим сотрудником. Этот человек уехал и продолжал работать в правительстве страны. Предыдущие попытки [призвать его к ответственности] успехом не увенчались. Но в тот раз мы взяли с собой Томаса Пикеринга (известнейший дипломат; был послом США в странах Африки, в Индии, в Сальвадоре, в России; занимал пост представителя США при ООН; в 1997–2000 годах был помощником госсекретаря США