Как айтишники придумали новую конструкцию пододеяльника и заработали 21 млн рублей
Бренд постельного белья MORФEUS появился в 2016 году, но только в 2022-м смог привлечь внимание массовой аудитории. В этом помогли яркие коллаборации. На счету марки работа с московским кафе Eggsellent, ювелирным брендом Avgvst, стриминговым сервисом More.tv. За прошлый год компания открыла офлайн-магазин, заключила партнерство с сетью «Золотое яблоко» и нарастила прибыль до 21 млн рублей.
Лофтовое пространство универмага российских дизайнеров Trend Island в московском торговом центре «Авиапарк» преимущественно окрашено в серые цвета. На этом фоне особенно выделяется розовый корнер с иллюстрациями балийского заката и футуристичной кроватью. На стеклянной прикроватной тумбочке стоит памятка с QR-кодом и надписью Welcome to the bedguys club, что вольно переводится с английского как: «Добро пожаловать в абсолютно открытое сообщество любителей поспать и нелюбителей заправлять одеяла».
«Клуб» принадлежит российскому бренду постельного белья MORФEUS. Его основали выпускник Московского института стали и сплавов Евгений Кожин и IT-инженер Юрий Ремезов в 2016 году. Тогда они запатентовали пододеяльник, по форме напоминающий упаковку для пиццы. Благодаря молниям, вшитым с трех сторон, заправить в него одеяло можно было за несколько секунд.
Изобретение привлекло внимание покупателей, но из-за проблем с производством партнеры забросили стартап. Вернуться к проекту они решили только в 2019 году. А выделиться на фоне других производителей белья компания смогла еще через три года, в 2022-м, когда открыла офлайн-магазин и запустила ряд ярких коллабораций с брендами. Сейчас на счету марки партнерство с ювелирным брендом Avgvst, стриминговым сервисом More.tv и другими заметными игроками. А ее прибыль за 2022 год превысила 21 млн рублей. Как основателям удалось построить успешный бизнес?
Тяга к экспериментам
Евгению Кожину 39 лет. В школе он увлекался математикой и программированием. Поэтому в 2000-м поступил в Московский институт стали и сплавов на специальность прикладной математики, где обучали будущих разработчиков. Но работать по профессии не стал. Еще на четвертом курсе предприниматель понял, что она не соответствует его темпераменту. «Программирование больше подходит интровертам», — рассуждает Кожин.
Тогда он решил попробовать себя в других сферах. В 2005 году он устроился менеджером по продажам в IT-компанию «Кит Консалтинг», которая продавала программное обеспечение для автоматизации бизнеса. А спустя два года перешел на позицию аналитика в российский офис немецкого разработчика ПО IDS Scheer. Впоследствии вместе с коллегой Олегом Хузиным он получил работу в винной компании MBG Impex. Хузин стал директором по специальным проектам, а Кожин — его заместителем.
В 2012-м приятели уволились и открыли рекламное агентство и студию веб-разработки Brand 57 (позднее переименовали в 7G Advert). Первую прибыль получили в том же году, ее сумму они не раскрыли. На эти деньги они стали запускать стартапы. Кожин поясняет, что развивать агентский бизнес было «скучно» — ему и его партнеру хотелось попробовать силы в новых областях.
Среди самых интересных начинаний Кожин называет сервис доставки продуктов с пошаговыми рецептами FoodExpress. Партнеры запустили его в пилотном режиме совместно с кулинарным сайтом «Гастроном.ру» и маркетплейсом «Утконос». Последний отвечал за логистику. Однако проект не привлек аудиторию, и его свернули. «Людям было непривычно покупать продукты с сайтов с рецептами», — пояснял Кожин неудачу в одном из интервью. «Утконос» и «Гастроном.ру» на вопросы Forbes о сотрудничестве с FoodExpress не ответили.
За FoodTech-стартапом последовал конструктор Naevente. Площадка позволяла найти подрядчиков для организации мероприятий по заданных параметрам: формату события, числу гостей, бюджету. Новый проект прошел в заочный акселератор ФРИИ в 2014 году. Однако основатели его закрыли, поняв, что у продукта нет аудитории. Тем не менее опыт оказался полезным, поскольку акселератор научил партнеров тестировать гипотезы. «Раньше мы совершали одну и ту же ошибку: [у нас] возникала идея, мы тратили полгода-год на разработку [продукта], а потом выяснилось, что она не соотносится с реальностью — спроса нет», — признается Кожин.
Очередной мутный стартап
В 2016 году на одной из домашних вечеринок приятель Кожина, IT-инженер Юрий Ремезов, обратил внимание на сложности, которые возникают при заправке одеяла в пододеяльник. В тот же вечер он придумал более удобную, П-образную конструкцию с молниями с трех сторон. В нее одеяло вкладывалось, как в коробку из-под пиццы, за несколько секунд.
Кожина зацепила идея, и он предложил Ремезову запустить такой продукт. Следующие два месяца приятели тестировали конструкцию с разными застежками: липучками, клапанами и молниями. Первые образцы отшивала жена Евгения, Дарья, на домашней машинке. Затем предприниматели подключили швею, которую нашли в интернете. За ткань и работу они заплатили в сумме 22 000 рублей. Модель с молнией оказалась наиболее удобной в использовании, поэтому партнеры остановились на ней. Тогда же они запатентовали конструкцию, получившую название «пицца-бокс». На услуги юриста и оплату госпошлины потратили 40 000 рублей.