Почему для успешного бизнеса одного сообщества идеалистов недостаточно

Inc.Бизнес

Иван Митин строит в Грузии королевство для идеалистов за их же деньги. Хватит ли ему единомышленников для успеха?

Текст: Анна Трубина

В 2009 году Иван Митин придумал формат антикафе и открыл в Москве «Дом на дереве», через два года запустил первый «Циферблат», а в 2017 году совместно с Александром Гончаровым создал загородный отель «Болотов.Дача». В прошлом году Митин начал строить похожее место в Грузии — но из-за пандемии планы круто изменились: люди перестали инвестировать туда, куда не могут приехать, а у самого Митина начались семейные проблемы. Когда проект оказался на грани разорения, концепцию отеля пришлось менять. В новую идею «страны для адекватных людей» пока удаётся привлекать средства от сочувствующих друзей и знакомых через фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) предпринимателя — за акции, займы или «вечные дни» в «Шато Шапито». Иван Митин рассказал Inc., зачем взялся строить своё королевство, а участники рынка объяснили, почему для успешного бизнеса одного сообщества идеалистов недостаточно.

Иван Митин, основатель «Шато Шапито»

У меня всегда была идея создать новую страну. Не в смысле захвата территорий, объявления независимости или требования её от кого-то — это метафора. Мне хотелось быть в демократическом сообществе. Кажется, что в мире есть какое-то количество людей, которые вырвались из восприятия жизни в контексте гражданства конкретной страны и считают себя гражданами мира.

Мой интерес — иметь эмоционально безопасное место, куда можно приехать, попросить совета, сделать что-то с другими людьми. И объяснять свои ценности не нужно, потому что если мы в этом месте, всем всё понятно.

Например, я гражданин двух стран — но если меня собьет машина и я останусь лежачим, у меня будет нищенская пенсия, потому что в трудовой книжке вообще нет записей. Тех, кто как я болтается по свету, работает сам на себя, много.

Для таких людей нужны подобные территории по миру, куда можно было бы приезжать и бесплатно жить какое-то количество дней в году, в зависимости от того, сколько денег или труда ты вложил в этот проект. На этих территориях работают мастерские, фермы, арт-пространства — и когда проект зарабатывает деньги, они снова реинвестируются в его же развитие.

Бродячий цирк

В «Доме на дереве» и «Циферблате» я научился создавать атмосферу, где человек хочет взаимодействовать с другими людьми. В городе в такие места приходят на два часа. Я подумал, что было бы классно продлить этот опыт на два-три дня — так появилась «Болотов Дача», где те компетенции, которые мы приобрели в «Циферблате», продаются гораздо лучше. Чем больше времени проводит с тобой человек, тем меньше на него тратится энергии.

Хотелось придумать что-то новое. Видимо, это игла, с которой невозможно слезть, если ты уже придумывал абсолютно новые форматы.

Когда мы сделали «Болотов.Дачу», мне понравился результат. Я понял, что хочу создавать большие загородные проекты. Кажется, в России аудитория ограничена, поэтому я решил делать их для международного рынка.

Грузия мне всегда нравилась эстетически. Сюда едут множество людей со всего мира, в том числе и из России — так я не теряю свою аудиторию и нахожу новую

Изначально формат был похож на «Болотов.Дачу» — необычный загородный отель странного вида, где люди просто живут и платят за свое пребывание. Отель должен был состоять из домиков, которые легко поставить: сафари-тенты, трейлеры, заранее сделанные и привезенные дома.

С точки зрения эстетики, нужно было объяснить, почему всё такое передвижное и переносное. Я подумал про бродячий цирк, который будто застрял в лесу — это хорошо легло на здешнюю атмосферу: в Грузии яркая и красочная театрализованная культура. К концепту шапито добавилось «шато», потому что здесь каждая винодельня, в которой можно переночевать, называется шато.

Нашли землю на северо-востоке Кахетии, в районе Лагодехи, в деревне Кведа Пона, с рестораном с комнатами наверху — и в ноябре 2019 года мы стали звать волонтеров со всего мира делать ферму и арт-объекты в лесу. К нам приезжали более 150 человек из разных стран, ещё до пандемии. Была весёлая жизнь: мы жили коммуной, изучали лес, осознавали пространство. 12 гектаров нужно обойти раз 20 — 30, чтобы увидеть всё.

Большинство жителей этой деревни заняты сельским хозяйством и животноводством. Это ужасно, с точки зрения используемых удобрений. Мы собираемся приводить к этим людям покупателей, которые купят овощи в пять раз дороже, если их вырастят без вредных веществ и пластиковой плёнки.

Проекты Ивана Митина

Первое заведение Ивана Митина — «Дом на дереве» в квартире в центре Москвы, которую предприниматель снял с друзьями в 2010 году. Кафе работало в формате pay-what-you-can: на выходе люди просто оставляли столько денег, сколько хотели. По словам Митина, «Дом на дереве» его обеспечивал: «Я платил аренду, снимал рядом комнату, ел и иногда покупал себе одежду».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как работать по 4 часа в неделю Как работать по 4 часа в неделю

Как не торчать в офисе «от звонка до звонка», жить где угодно и богатеть

kiozk originals
Богатырское здоровье: самые крепкие знаки зодиака Богатырское здоровье: самые крепкие знаки зодиака

Какой знак зодиака самый крепкий и как улучшить здоровье тем, кому не повезло

Cosmopolitan
«Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду «Один или два середнячка в команде расхолаживают всех»: миллиардер и CEO Netflix Рид Хастингс о том, как создать сверхэффективную команду

Отрывок из книги про Netflix о том, как собрать коллектив мечты

Forbes
Александр Великий Александр Великий

Македонец, покоривший мир

kiozk originals
6 историй о возникновении популярных знаков и символов 6 историй о возникновении популярных знаков и символов

Почему эти знаки значат то, что значат?

Maxim
«40»: каким получился новый альбом Басты «40»: каким получился новый альбом Басты

Ярослав Забалуев рассказывает, чего стоит ждать от пластинки Басты «40»

РБК
Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев? Тайна «плохиша»: почему мы любим отрицательных героев?

Психолог объясняет, в чем секрет притягательности отрицательных героев

Psychologies
Сила звука: Zivert Сила звука: Zivert

В 2020‑м Zivert записывала хит за хитом. Продолжение следует

Glamour
10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Погружаемся в современную киноклассику

Esquire
Благими намерениями Благими намерениями

Как выразить поддержку и сочувствие — и не сделать еще хуже?

GQ
Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли

Кира Найтли — одна из самых молодых претенденток на «Оскар»

Cosmopolitan
Кокаиновый роман: почему распалась скандальная пара Джонни Деппа и Кейт Мосс Кокаиновый роман: почему распалась скандальная пара Джонни Деппа и Кейт Мосс

Рассказываем, почему распалась самая эпатажная звездная пара 90-х

Cosmopolitan
Почему мы продолжаем отношения, которые давно пора закончить? Почему мы продолжаем отношения, которые давно пора закончить?

Причины, по которым мы остаемся в отношениях, которые нам не нужны

Cosmopolitan
«Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку «Зачем делать длинную песню — можно сделать две коротких и заработать больше»: как современные технологии меняют музыку

Как меняется современная музыка и медиарынок в целом

VC.RU
Фильм «Ведьмы»: что Роберт Земекис, Гильермо дель Торо и Альфонсо Куарон сделали не так Фильм «Ведьмы»: что Роберт Земекис, Гильермо дель Торо и Альфонсо Куарон сделали не так

Почему не удалось воссоздать магию первой экранизации «Ведьм» Роальда Даля

GQ
Что нужно знать о Маргерит Литтман — светской даме, активистке и прототипе героини Одри Хепберн Что нужно знать о Маргерит Литтман — светской даме, активистке и прототипе героини Одри Хепберн

Именно она вдохновила Трумена Капоте на историю «Завтрака у Тиффани»

Esquire
Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем? Вопросы создателю. Вариатор. На что он способен и как избежать проблем?

Как построить взаимоотношения с вариатором?

4x4 Club
Что было дальше? Что было дальше?

Что написать после первого свидания, чтобы оно не стало последним

Cosmopolitan
«Счастье — когда тебя понимают»: так ли это? «Счастье — когда тебя понимают»: так ли это?

Что же такое счастье с научной точки зрения?

Psychologies
В австралийских водах впервые заметили глубоководных длинноруких кальмаров В австралийских водах впервые заметили глубоководных длинноруких кальмаров

Ученые отметили присутствие длинноруких кальмаров Magnapinna в водах Австралии

N+1
Правила жизни братьев Коэн Правила жизни братьев Коэн

Лучшие цитаты братьев Коэн: о жизни и кино

Esquire
Ему ничего не интересно! Ему ничего не интересно!

Что делать с подростком, который ничем не хочет заниматься

Лиза
«Мой целлюлит на бедрах стал виден»: Елена Перминова раскрыла модельные трюки «Мой целлюлит на бедрах стал виден»: Елена Перминова раскрыла модельные трюки

Елена Перминова заявила, что не стесняется своей внешности

Cosmopolitan
«Все делают это»: зачем мы снимаем интимные видео? «Все делают это»: зачем мы снимаем интимные видео?

Какие причины могут побуждать человека снимать себя?

Psychologies
«Каменная стена» нового президента: что нужно знать о первой леди США Джилл Байден «Каменная стена» нового президента: что нужно знать о первой леди США Джилл Байден

Джилл Байден давняя сторонница общественных реформ и активизма

Forbes
Джона Хилл: «Я буду делать то, что мне нравится» Джона Хилл: «Я буду делать то, что мне нравится»

Джонна Хилл — как принять себя и почему парням сложнее развить чувство стиля

GQ
Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой Танцевала перед Scorpions: как Екатерина Шпица стала актрисой

10 неожиданных фактов об актрисе Екатерине Шпице

Cosmopolitan
От наркотиков к признанию: крутые рэперы, которые начали путь с криминала От наркотиков к признанию: крутые рэперы, которые начали путь с криминала

Рэперы, сумевшие выбраться из нищеты и криминальных гетто в большой шоу-бизнес

Cosmopolitan
Михаил Гончаров, «Теремок»: «Сейчас спасают не бизнес, а государственный бюджет и бюджетников» Михаил Гончаров, «Теремок»: «Сейчас спасают не бизнес, а государственный бюджет и бюджетников»

Михаил Гончаров рассказал, почему больше не критикует решения чиновников

Inc.
Большая Засечная черта. Часть 2 Большая Засечная черта. Часть 2

История одного из крупнейших фортификационных сооружений Российского государства

Культура.РФ
Открыть в приложении