Итоги Канн-2024: почему фильм про сына русского олигарха «Анора» взял главный приз
В минувшую субботу 77-й Каннский фестиваль раздал свои призы. Жюри во главе с Гретой Гервиг вручила заветную «Золотую пальмовую» ветвь фильму «Анора» американского режиссера Шона Бэйкера с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым в главных ролях. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает, почему жюри во главе с Гервиг мог понравиться фильм Бэйкера и что стало главной темой каннской программы этого года.
Каннский конкурс в 2024 году был очень неровным. Настолько, что некоторые журналисты поспешно назвали его одним из худших фестивалей за последние 10 лет. Но Канны не так просты — организаторы любят оставить несколько лакомых кусочков на вторую неделю мероприятия, а не перегружать первые дни фестиваля, показывая все самые ожидаемые фильмы программы. Так, во второй вторник смотра у журналистов наконец-то появился фаворит — «Анора» Шона Бэйкера.
Картина рассказывает о стриптизерше Аноре (Майки Мэдисон), которая узбекскому имени предпочитает американизированное Энни. В обычный рабочий день Энни натыкается на золотую жилу — сына русского олигарха Ваню (Марк Эйдельштейн). Ване всегда скучно и у него много денег, поэтому вскоре Энни перебирается к нему домой, играя роль девушки за круглую сумму денег.
Во время одной из тусовок в Вегасе молодые люди решают пожениться, и тут Анора понимает, что выиграла настоящий джекпот. Однако счастливая семейная жизнь длится недолго — родители Вани в России (Дарья Екамасова и Алексей Серебряков) узнают, что сын «женился на проститутке», и посылают к нему домой «няньку» Тороса (Карен Карагулян) вместе с помощниками Гарником (Ваче Товмасян) и Игорем (Юра Борисов).
Во время вручения «Золотой пальмовой ветви» Бэйкер признался, что главной мечтой его кинокарьеры было получить приз Каннского фестиваля. Режиссер не раз приезжал на Лазурный берег: в первый раз с «Проектом «Флорида» в 2018 году в параллельной программе «Двухнедельник режиссеров» и в 2021 году с «Красной ракетой», но уже в основном конкурсе. У американца не было ни одной награды фестиваля вплоть до этого года, так что теперь, как выразился Бэйкер, ему больше не о чем мечтать.
Также это первая победа американского фильма в Каннах со времен триумфа «Древа жизни» Терренса Малика в 2011 году, но пятая подряд удача дистрибьютора Neon, который из года в год приобретает фильмы, которые выигрывают Канны. Если так пойдет и дальше, по дистрибьютору можно будет определять будущих победителей.
«Анора» Бэйкера получилась невероятно печальным и одновременно очень смешным фильмом про невозможность любви, в котором пышным цветом расцветают различные стереотипы про русскоговорящую диаспору в Нью-Йорке. При этом Бэйкер, несмотря на весь юмор, никогда не стоит выше своих героев и показывает их с увлечением, но без осуждения или издевок. Можно легко представить, что Грете Гервиг, которая не раз снималась в нью-йоркских драматических комедиях, понравится нью-йоркское драмеди Бэйкера с русским оттенком.