“Матрица” стирает границы между реальностью и симуляцией — не только в фильмах

EsquireСобытия

Итак, вы внутри матрицы: какую рекламную кампанию развернули создатели "Матрицы"

Данил Леховицер

Walt Disney Pictures

“Матрица” стирает границы между реальностью и ее симуляцией — не только в фильмах. Warner Bros. и сестры Вачовски были последовательны в своих киберпанк-воззрениях, поэтому после выпуска первой части действительно погрузили фан-базу в гиперреальность. Рассказываем, как команда, работающая над трилогией, запустила рекламную кампанию, отправляющую зрителей на интерактивный сайт — космический корабль, и превратила зрителя в игрока виртуального пространства.

Фан-база киберпанк-литературы, футурологи, киноведы — большинство сходится на том, что “Матрица” была первым фильмом интернет-эры об интернет-эре. Если быть точнее: одним из первых фильмов — чуть меньше чем через месяц в прокат вышел затрагивающий аналогичные темы “Тринадцатый этаж” — довольно влиятельный в культурном плане, но уступающий в популярности и бокс-офисе “Матрице” фильм. Как говорят некоторые киноведы, мир “Матрицы” тяжело назвать научной фантастикой в полном смысле слова, скорее это был fiction of science (научная выдумка). Гиперреальные вирт-пространства, придуманные сестрами Вачовски, были настолько детализированы, внимательны к только зарождающейся интернет-культуре и, главное, пророчески точны, что тяжело говорить о “Матрице” как о фиктивной спекуляции — уместнее назвать ее футурологическим прогнозом, догадкой науки. Несколько интеллектуальных активов, запатентованных Вачовски, стали реальностью: виртуальное пространство как цифровой ГУЛАГ (именно так технопессимисты называют Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)); интернет, как очередной рычаг так называемого надзорного капитализма (Китай и с недавних пор США); интернет как преддверие к метавселенным (Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ), даже Minecraft).

Что еще любопытнее, создатели “Матрицы” смогли развить кибернетическую мифологию — создать свою собственную, уже не кинематографическую, симуляцию жизни в игровом и интернет-пространствах. Трилогия пыталась усечь, минимизировать разницу между реальностью и ее виртуальной репликой, как и Warner Bros. стирала грань между фиктивным миром фильмов и аудиторией. Визуальный стиль матрицы — дивная смесь мессианского христианства, эстетики манги, одеяний даосов и киберпанка — стал популярен после успеха первой части с бокс-офисом в 466 миллионов, что подтолкнуло к созданию сайта по продаже гаджетов, аксессуаров и одежды героев (возможно, это один из первых популярных примеров e-commerce для фанатов). Так, мир “Матрицы” начал проникать в наш.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

Сто самых красивых женщин страны заждались тебя

Maxim
Мировое правительство Мировое правительство

Тайны женщин семейства Ротшильд

Tatler
В Томе кто-то есть В Томе кто-то есть

Том Харди пытается стащить крышку от аквариума из зоомагазина в Лондоне

Esquire
Эксклюзивное интервью Стаса Пьехи о проекте «Суперстар! Возвращение» Эксклюзивное интервью Стаса Пьехи о проекте «Суперстар! Возвращение»

Стас Пьеха рассказал об отношении к популярному шоу и творческих планах

Cosmopolitan
В каких продуктах много витамина К В каких продуктах много витамина К

Чем опасен дефицит витамина К и как его восполнить

РБК
Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости

Как отсутствие социалистического наследия вычеркивает женщин из экономики

Forbes
Умные склады: как малоизвестный миллиардер меняет супермаркеты с помощью роботов Умные склады: как малоизвестный миллиардер меняет супермаркеты с помощью роботов

Рик Коэн готов стать центром внимания благодаря промышленным складским роботам

Forbes
Квартира, замок, пещера, подземелье Квартира, замок, пещера, подземелье

10 американских кинодомов в 10 цифрах

Weekend
Меню для свидания: что лучше заказывать и как правильно это есть Меню для свидания: что лучше заказывать и как правильно это есть

Как себя вести на романтической встрече и что лучше заказывать на свидании

Cosmopolitan
Jeffery Quad: лучший полноприводный грузовик в мире Jeffery Quad: лучший полноприводный грузовик в мире

Полноприводный грузовик Jeffery Quad

Популярная механика
Самая сложная головоломка в мире. Попробуешь разгадать? Самая сложная головоломка в мире. Попробуешь разгадать?

Мы приготовили для тебя задачку, которую называют самой сложной в мире

Cosmopolitan
«Спенсер»: как королевская семья, еда и любовница Чарльза свели с ума принцессу Диану «Спенсер»: как королевская семья, еда и любовница Чарльза свели с ума принцессу Диану

«Спенсер» — анти-байопик о том, как Рождество довело принцессу Диану до безумия

Forbes
«Не беспокойтесь о нас»: 5 самых трагичных судеб семей с «Титаника» «Не беспокойтесь о нас»: 5 самых трагичных судеб семей с «Титаника»

Истории с «Титаника» — о героизме, самопожертвовании и глупости

Cosmopolitan
Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении Археологи нашли в Казахстане погребение девушки в царском облачении

Девушка в царском облачении принадлежала к кочевой элите V–VI веков нашей эры

N+1
Вопрос имиджа: к чему приведет игнорирование связанных с распространением ИИ рисков Вопрос имиджа: к чему приведет игнорирование связанных с распространением ИИ рисков

Как решить проблему доверия к ИИ?

Forbes
«Я боюсь эскалаторов»: как преодолеть фобию «Я боюсь эскалаторов»: как преодолеть фобию

История Саши, у которой эскалаторы вызывают панический страх

Psychologies
Энергетика Энергетика

Атомный век научил людей бояться атома

Esquire
Тренд сезона Тренд сезона

В Саратовской области активный туризм пользуется огромной популярностью

Отдых в России
Махершала Али — Forbes: «Для создателей фильмов кинотеатр — это убежище» Махершала Али — Forbes: «Для создателей фильмов кинотеатр — это убежище»

Махершала Али в фильме «Лебединая песня»

Forbes
Аплодисменты для медведя Аплодисменты для медведя

Корреспондент Юлия Тихонова побывала на вершине Северного Басега

Отдых в России
Испанский маникюр: быстро делается и удлиняет ногти Испанский маникюр: быстро делается и удлиняет ногти

Не знаешь, что бы такого интересного сделать на ногтях в этот раз?

Cosmopolitan
Чистый вкус Чистый вкус

Минимализм показывает вкус продукта как свидетельство его высокого качества

Bones
Как набить себе цену Как набить себе цену

Всё, что нужно знать о чернильных узорах под кожей

Men’s Health
«Мы созданы друг для друга»: как нас используют интернет-мошенники «Мы созданы друг для друга»: как нас используют интернет-мошенники

Читательница рассказала о том, как она и ее подруга попали в виртуальную ловушку

Psychologies
Романтика и секс с пользой для планеты Романтика и секс с пользой для планеты

Как не ударить в грязь лицом перед экоактивисткой?

Playboy
Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий» Как получать удовольствие от неприятных дел? Читаем книгу «Без усилий»

Зачем мучиться, занимаясь важными делами, если можно ими наслаждаться

РБК
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Чад Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Чад

Пройдя границу на стыке Камеруна и ЦАР, мы наконец-то попали в Чад

4x4 Club
Гениально и просто! 10 лучших фильмов про величайших ученых, основанных на реальных событиях Гениально и просто! 10 лучших фильмов про величайших ученых, основанных на реальных событиях

10 фильмов-биографий о науке и ученых, которые победили, несмотря на трудности

Популярная механика
Фонтан «Плюющиеся лидеры». Парк Презикхааф, Арнем, Нидерланды Фонтан «Плюющиеся лидеры». Парк Презикхааф, Арнем, Нидерланды

Испанец Фернандо Санчес Кастильо не смог установить этот фонтан у себя на родине

Дилетант
Детский транспорт от «взрослых» автомобильных марок Детский транспорт от «взрослых» автомобильных марок

Детский транспорт по цене настоящего автомобиля

Playboy
Открыть в приложении