История игрушек: три культовые куклы на любой вкус, помимо Барби
Пока в зарубежном прокате продолжает бить рекорды «Барби» Греты Гервиг, «Правила жизни» вспоминают других кукол, появившихся на свет после блондинки в розовом, но не уступающих ей ни в культовом статусе, ни в праве на широкий экран.
Кукла — универсальный маркер, по которому об эволюции человека можно судить не хуже, чем по учебнику истории. Миниатюрные фигурки из дерева находили в египетских гробницах, а самодельные тряпичные куклы, наполненные соломой или обрезками ткани, существовали по крайней мере со времен Римской империи. Жуткие и умилительные, фарфоровые и пластмассовые, мягкие, твердые, человекоподобные и в форме живой картофелины куклы помогали социализироваться, развивать эмпатию, тренировать абстрактное мышление — и просто не умереть со скуки.
Самая известная из них, бесспорно, Барби. Что говорить: каждые две секунды продается по одной из многочисленных сестер Барби. О ее культурном, политическом и общественном влиянии написано сотни диссертаций. Протофеминистка для одних и символ махрового сексизма для других, Барби становилась президентом, обвинялась в объективации женского тела, боролась за права темнокожих, становилась причиной расстройств пищевого поведения, отказывалась выходить замуж и рожать детей и стала наконец кинозвездой.
Тут она, впрочем, не первая — и явно не последняя. Вот еще три куклы, которые уже заслужили экранизацию или только подходят к ней.
«Моя маленькая пони» (кукла как бы для девочек)
Квинтэссенция токсичной «девчачести», с одной стороны, и идеал «новой искренности» — с другой, «Моя маленькая пони» за 40 лет существования покорила и двухлетних девочек, и мужчин среднего возраста и принесла своим создателям миллиарды долларов.
А никакой пони могло бы и не быть. Когда ее создательница, иллюстратор Бонни Закерле, впервые предложила выпустить детскую игрушку в виде пони с пушистой гривой, которую можно расчесывать, менеджеры Hasbro, одной из крупнейших компаний по производству игрушек, ответили: «Маленькие девочки не хотят расчесывать пони, они любят такие игрушки, чтобы можно было готовить, убирать и гладить». Закерле, с детства мечтавшая о домашней лошадке, покрутила у виска, но продолжила настаивать. В итоге многомудрые мужчины в руководстве Hasbro согласились — и не прогадали. «Моя маленькая пони» оказалась золотой жилой.
С 1981 года разноцветные пони с развевающимися гривами галопом скакали с прилавков сначала по всей Америке, а потом и миру. Только в 1980-х было продано более 150 миллионов 15-сантиметровые резиновые лошадок всех мастей: единороги и морские пони, летающие и светящиеся в темноте пони, плюшевые пони и пони с запахом фруктов. И даже пони в подгузнике, на котором проявлялись узоры, когда игрушка намокала. Тот еще кринж, но детям нравилось.
Во многом это произошло благодаря почти сразу запущенному мультсериалу про маленьких пони. Почти бессюжетные безделушки были, по сути, удлиненными рекламными роликами. Про один такой мультфильм критик Los Angeles Times написал: «Это все равно что искупаться в сахарной вате: настолько липко и сладко, что после просмотра впору провериться на кариес. Под сахарной приторностью маленьких пони замаскирована холодная, как лезвие бритвы, жадность корпорации, пытающейся превратить маленьких зрителей в маленьких покупателей».
Ситуация кардинально изменилась в 2010-х, когда на волне успеха экранизации «Трансформеров», другой игрушки Hasbro, был выпущен уже честный мультсериал «Дружба — это чудо». В нем небольшой табор маленьких разноцветных пони под предводительством Сумеречной Искорки учится ни много ни мало дружить. С тех пор мультфильм обзавелся еще несколькими сезонами и стал настоящим поп-культурным феноменом уровня «Звездный войн». «Дружба — это чудо» попала в нерв эпохи — эпохи «новой искренности», как ее принято называть после Дэвида Фостера Уоллеса — и, к удивлению создателей, ориентировавшихся на девочек от трех, сформировала фан-базу из взрослых женщин и мужчин, которые разглядели в нарочитой простоте детского мультика так необходимую альтернативу постмодернистской иронии современных сериалов. И студенты, и менеджеры среднего звена, и домохозяйки вместо сложных сериалов с неоднозначными героями захотели в кои-то веки чего-то простого, понятного и доброго