Попытка понять современное искусство

Men TodayКультура

Любить нельзя купить

Попытка понять современное искусство

Текст: Марина Патрашилина

The Red Dragon Incident, Олег Даутов, TEO by Cosmoscow

Что делает искусство современным?

Прогуливаясь по Болотной набережной мимо “ГЭС-2”, мы с приятелем вспомнили, какие страсти кипели на просторах интернета вокруг огромной скульптуры “Большая глина №4” Урса Фишера. Люди тогда разделились на два лагеря: одни кричали “зачем портить набережную”, вторые — “наконец-то в Москве появился приличный паблик-арт”. Мой друг занял позицию скептика и был непреклонен: “Что это за фигня? Кто это вообще сюда поставил? Это похоже на большую кучу… сама знаешь чего!”

В этом споре нет ни победителей, ни проигравших. Правы все, но каждый по-своему. Просто мы попали в “бермудский треугольник”: “художник — зритель — произведение искусства”, где творец обладает талантом создавать искусство с четко выраженной идеей, а аудитория учится слышать его. Это требует не только анализа, но и серьезного опыта, позволяющего понять контекст и подоплеку любого произведения.

Чтобы говорить о современном искусстве как явлении, необходимо углубиться в историю и найти точки, ставшие катализатором происходящего в мире прекрасного сегодня.

Франческо Бонами (тот, кто выступил куратором и поставил скульптуру “Большая глина №4” Урса Фишера около “ГЭС-2”), одна из самых влиятельных персон в мире арта, в своей книге “Я тоже так могу! Почему современное искусство все-таки искусство” пишет: “Современное искусство не должно непременно вам нравиться; я прост о хочу уговорить вас его попробовать. И для начала приведу слова неоново й надписи, красующейся на фасаде одного из музеев: “Аll Art Has Been Contemporary” (“Любое искусство было современным”). Не представляя большой художественной ценности, эта надпись тем не менее содержит значительную долю истины, показывая, помимо всего прочего, что даже неважный художник способен помочь нам понять мир, в котором мы живем”. Речь идет о неоновой инсталляци и итальянца Маурицио Наннуччи (1939), которая представлена в бостонском Музее изящных искусств (США).

Бонами хочет сказать, что и в прошлом новое искусство тоже мало кто принимал. То, что сегодня считается шедеврами импрессионизма, кубизма, сюрреализма и прочих измов, еще в начале прошлого века было неприемлемо.

Модернистов во Франции того времени называли современными художниками, и публика их совсем не одобряла. Жестко реагировали критики и на творчество импрессионистов: насмешки сыпались на картины со всех сторон. Работы Клода Моне называли “обоями”, а картина “В кафе” Эдгара Дега на лондонском аукционе Christie's в 1889 году вызвала у коллекционеров лишь растерянность и гнев. “Покупатели, увидев столь новаторское и “неанглийское” полотно, освистали его, и в итоге шедевр был продан за какие-то жалкие сто восемьдесят гиней”, пишет Хук Филип в своей книге “Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я”.

Неизвестно, что было бы с импрессионистами, если бы не француз Поль Дюран — первый арт-дилер, заинтересовавшийся новым течением и в 1887 году отправивший более 100 работ в Нью-Йорк. Эта выставка стала коммерческим толчком и изменила отношение к современному искусству тех лет. “Без Дюрана мы бы не выжили, мы бы умерли с голоду. Мы обязаны ему всем. Критика смешивала нас с грязью, но ему доставалось больше нашего”, — вспоминал о торговце в 1920 году Моне.

Теоретики истории искусства считают, что все новые идеи, давшие толчок к появлению современных течений у художников, сформировались в период с 1907 по 1917 год. Отправной точкой стала работа Пабло Пикассо “Авиньонские девицы” (1907), благодаря которой художника признал и отцом-основателем кубизма. Надо ли говорить, что картину современники не приняли, и она нигде не выставлялась вплоть до 1916 года. И все же своим появлением этот шедевр запустил процессы, которые раз и навсегда изменили взгляд на классическую живопись. Матисс, друг и соперник Пикассо, назвал ее пародией, и, собственно, из его критического высказывания “…презирает форму, и все вещи — города, дома, фигуры — сводит к геометрическим схемам и кубам” родился сам термин “кубизм”.

В 1913 году в том же Нью-Йорке открывается еще одна выставка, где уже были представлены полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марселя Дюшана и скульптуры Бранкузи. Всего выставлялась тысяч триста картин, и лишь одна треть из них приехал а из Европы. На фоне прогрессивных работ художников Старого Света их американские коллеги выглядели старомодно, и это вызвало бурные дискуссии у публики. Camera Work, легендарный журнал фотографа Альфреда Стиглица, писал: “Выставка с новым искусством из Европы обрушилась на нас точно бомба”. Реакцией толпы стало возмущение, непонимание, смех — людские массы текли на выставку, чтобы составить о ней собственное впечатление. Особенно сильно всех раздражали работы Матисса. Среди американской публики он считался наибольшим простачком. Однако нашлись и те, кто покупал и изучал современное искусство.

“Фонтан”, Марсель Дюшан

Мир менялся на глазах. Несмотря на то, что картина Марселя Дюшана “Обнаженная, спускающаяся по лестнице” была продана на Арсенальной выставке и в целом он имел успех как художник, самого автора живопись интересовала меньше всего. “Можно ли, — спрашивает он себя, — создавать работы, которые не были бы произведениями искусства?” А потом, осенью, в его новой квартире на улице Сен-Ипполит в Париже вдруг появляется переднее колесо велосипеда, которое он прикручивает к обычной табуретке. Марсель Дюшан рассказывает об этом совершенно буднично: “Мне просто хотелось, чтобы это было у меня в комнате, как бывает у человека камин или карандашная точилка, разве что только никакой пользы от этого предмета нет. Это приятное устройство, приятное в силу движения, которое оно производило”. Вращение колеса доставляло автору удовольствие, но его творение повернуло и всю историю со временной культуры. “Пока в Париже, Берлине и Москве художники всё ещё спорят о том, по какому пути должно идти искусство — кубизм, реализм, экспрессионизм или абстракционизм, — молодой Дюшан просто ставит на кухне велосипедное колесо и создает тем самым первый реди-мейд (течение авангардного искусства, в котором объекты, изначально созданные не с художественными целями, помещаются в новый, неожиданный контекст. — МТ). Самая ненавязчивая смена парадигмы в истории искусств”, — рассказывает Флориан Иллиес в своей книге “Лето целого века”.

В том же 1913 году в Санкт-Петербурге в театре “Луна-парк” прошла премьера футуристической оперы “Победа над солнцем”, эскизы костюмов и декорации к которой создает Казимир Малевич. На занавесе он нарисовал черный квадрат. Два года спустя уже в Петрограде на выставке “0,10” Малевич представляет тридцать пять новых работ, манифест супрематистов, и свое неслыханное произведение “Черный квадрат на белом фоне”. Картина — сплошь провокация и откровение. Этот квадрат, по словам самого Малевича, символизирует “нулевую форму”, эксперимент с абсолютно беспредметным и чистым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

еуые

Рекомендуемые статьи

Лишь секса тень Лишь секса тень

В каком возрасте больше секса?

Men Today
Связь времен Связь времен

Самое важное в бизнесе – каждый человек в команде должен быть профессионалом

Grazia
Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте Маячок манипулятора. Как распознать и побороть газлайтинг на рабочем месте

Газлайтеры на работе — чрезвычайно токсичные персонажи

Forbes
Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС

Кому скоро придется платить за свою машину больше, объяснили в ФНС

РБК
Игра на миллиарды Игра на миллиарды

Игры с вирусом. Моделирование глобальной пандемии

Популярная механика
Стакан воды, в котором ты утонешь: почему нельзя опекать своих родителей Стакан воды, в котором ты утонешь: почему нельзя опекать своих родителей

Почему опека над близкими способна разрушить жизнь взрослой современной женщины?

VOICE
Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D Восполняем недостаток солнца в зимнее время: что надо знать о витамине D

Чувствуете упадок сил, а кожа стала сухой и тусклой?

Psychologies
TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети

Как приложение Handshake меняет представление о платформах для поиска работы

Forbes
8 простых способов сделать спальню уютнее: советы дизайнеров интерьера 8 простых способов сделать спальню уютнее: советы дизайнеров интерьера

Как превратить спальню в оазис дзена?

VOICE
Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей

Нормис — это оскорбление или комплимент?

Psychologies
Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах

Лучшие фильмы о легендарных гангстершах

Правила жизни
Творческая единица: почему у ИИ получаются плохие стихи и чем он страшен писателям Творческая единица: почему у ИИ получаются плохие стихи и чем он страшен писателям

Может ли ИИ составить конкуренцию представителям творческих профессии

Forbes
Пластмассовый мир проиграл Пластмассовый мир проиграл

Как советские хиппи не хотели никого победить — но все изменили

Weekend
«Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей «Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей

Как отвечать на обвинения ребенка — и стоит ли принимать их всерьез?

Psychologies
«Бельтенеброс»: шпионский триллер в атмосфере Мадрида 1960 годов «Бельтенеброс»: шпионский триллер в атмосфере Мадрида 1960 годов

В издательстве «Поляндрия No Age» выходит роман «Бельтенеброс»

Forbes
Люди с сидячей работой проводят менее одного часа на ногах — вот чем это чревато Люди с сидячей работой проводят менее одного часа на ногах — вот чем это чревато

Каждый третий удаленный сотрудник стоит всего 10 минут в день, а то и меньше!

ТехИнсайдер
Внимательное разглядывание растений ослабило негативные эмоции и усилило положительные Внимательное разглядывание растений ослабило негативные эмоции и усилило положительные

Прогулка по лесу снижает негативные эмоции людей, которые испытали стресс

N+1
Автопортрет эмигранта в бетоне Автопортрет эмигранта в бетоне

Как Любеткин хотел взорвать Лондон принципами социалистического строительства

Weekend
Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах Красное платье вдовы: как женский костюм играет важную роль в популярных сериалах

Как одежда отражает внутреннюю трансформацию героинь?

Forbes
10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов 10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов

Что можно скорректировать, сделав кухню гораздо удобнее и красивее

VOICE
Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра

Как распределять свои ресурсы и перестать жить вполсилы

Forbes
Тоник и тонер – не одно и то же Тоник и тонер – не одно и то же

Как мы заблуждаемся при использовании этих средств

Лиза
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Насколько часто нужно заниматься сексом?

Лиза
Как жить с хронической болью: 9 советов Как жить с хронической болью: 9 советов

Что делать, если болезнь вылечить нельзя или боль не отпускает годами?

Psychologies
Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters

Отрывок из книги «Setters. Команды, которые меняют мир»

Forbes
57-летний мужчина, перенесший пересадку сердца, стал самым долгоживущим реципиентом 57-летний мужчина, перенесший пересадку сердца, стал самым долгоживущим реципиентом

Мужчина стал самым долгоживущим реципиентом сердца

ТехИнсайдер
Я — сноб: художник Егор Кошелев Я — сноб: художник Егор Кошелев

Художник Егор Кошелев — об опасности снобизма в искусстве

СНОБ
Интересный факт! Ученые не стали скрывать, что гены не определяют полностью жизнь человека Интересный факт! Ученые не стали скрывать, что гены не определяют полностью жизнь человека

Как гены влияют на жизнь человека?

ТехИнсайдер
Болезнь Гоголя? Узнайте, как людей с «каталепсией» хоронили в гробах заживо! Болезнь Гоголя? Узнайте, как людей с «каталепсией» хоронили в гробах заживо!

Когда-то от погребения некоторых людей буквально «спасал звонок в колокол»

ТехИнсайдер
«Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: стимпанк-фантазия про эмансипацию, номинированная на 10 «Оскаров» «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса: стимпанк-фантазия про эмансипацию, номинированная на 10 «Оскаров»

Почему «Бедных-несчастных» Лантимоса не стоит игнорировать

Правила жизни
Открыть в приложении