Интервью с Владимиром Золотухиным и премьера клипа Zoloto
О музыканте из Алма-Аты Владимире Золотухине заговорили в России сразу же после выхода его первого альбома, выпущенного в рамках проекта Zoloto. Пластинка под названием «8 месяцев в Вегасе» вышла в апреле 2019-го и стала одним из самых интересных музыкальных релизов года на русском языке. Стиль Zoloto описать сложно. Это талантливый микс направлений, от рока до хип-хопа, обернутый поэзией неожиданно высокого для эпохи Моргенштерна уровня. В декабре 2020-го состоялась премьера второго альбома музыканта — «Все вернется», в него вошли старые песни Золотухина. В минувшем январе он принял участие в проекте «Сохрани мою речь навсегда», премьера которого прошла на «Снобе» — тогда главные современные музыканты русскоязычного пространства исполнили песни на стихи Осипа Мандельштама в честь 130-летия со дня рождения поэта. Представляем вам клип Zoloto на композицию из этого альбома «Я ненавижу свет» и интервью с Владимиром Золотухиным о поэзии, поколении и протестах.
Ɔ. Твоя песня неожиданно для всего альбома какая-то даже не очень депрессивная, с надеждой. Как ты вообще шел к переосмыслению творчества Мандельштама? Почему выбрал именно это стихотворение?
Я был с головой в записи своего альбома, весь карантин у меня прошел в студийном режиме. Когда я уже видел этому финал, к нам обратился Рома Либеров. Рассказал, что готовится проект, посвященный 130-летию Мандельштама. У меня до этого не было опыта работы с готовыми текстами, и для меня это был своеобразный вызов. Что до Мандельштама — я никогда не был особым фанатом его стихов. Но решил попробовать. Купил несколько книг, стал погружаться в его творчество, биографию, чтобы понять, о чем вообще идет речь. Долго не получалось выбрать стихотворение: где-то меня смущал ритм, где-то слова, которые я не знал, как воткнуть в песню. Я начал думать, что это вообще не мое, что не смогу проявить себя должным образом. В какой-то момент решил не морочиться, расслабиться, уехал на море, и на 10–12-й день полного одиночества, сидя на берегу, подумал: «Попробую-ка еще раз погрузиться в эти стихи». И первыми строчками, которые мне попались на глаза, были «Я ненавижу свет однообразных звезд». Мелодия тут же появилась у меня в голове, я записал ее на диктофон. На следующий день я прилетел в Москву и сразу отправился в студию.
У Мандельштама довольно много мрачных текстов. Очевидным ходом было бы тоже уйти в черноту и безысходность. Для меня принципиальным моментом было найти своеобразный луч надежды в его стихах, показать поэта с нетипичной стороны и передать свет музыкой.
Ɔ. Насколько тебе в принципе близка эта тяжелая, темная поэзия Мандельштама?
Русская поэзия и русская музыка вообще пронизана скорее грустью, чем надеждой. И мне, как носителю этой культуры, это не может не быть близко. Я начал писать музыку, когда вся эта непреодолимая грусть была основным локомотивом моего поколения. Сейчас, правда, у меня начался перелом, я стараюсь писать музыку со знаком плюс, найти в себе светлые точки и уцепиться за них. Я устал грустить.