Интересы Грузии ясны. Митрополит Руставский Иоанн отвечает Сергею Маркедонову
Отклик эксперта МГИМО Сергея Маркедонова на открытое письмо Гурама Гамеркели (митрополита Иоанна) с изложением грузинского взгляда на абхазский и югоосетинский вопрос и сложные проблемы российско-грузинских отношений не остался без ответа. Митрополит Иоанн надеется, что откровенный и уважительный диалог может стать основой для чего-то большего, чем просто обмен набором слов.
Уважаемый Сергей Мирославович, несмотря на относительно молодой возраст (вы сверстник моих сыновей), вы опытный оппонент, политэксперт МГИМО. Для меня, неопытного в политической сфере человека, — честь беседовать с вами о серьезных насущных проблемах взаимоотношений России и Грузии, хотя у обеих стран есть и много других не менее важных, если не более, проблем.
Оговорюсь сразу. Мое письмо «История и геополитика» было адресовано не президенту Российской Федерации, а общественности, которая фрагментарно знакома с конфликтами на Кавказе. Но вызовом послужило некорректное высказывание господина В. В. Путина о том, что грузины не помнят истории и что они учинили геноцид абхазцев и осетин. Эти вопросы не касаются церковных связей Русской и Грузинской православных церквей. Они непосредственно не касались и политических аспектов взаимоотношений двух государств, но явно задевали чувство национального достоинства репрессированного народа. Поэтому я не позиционировал себя одним из иерархов Грузинской православной церкви и тем более политико-административным работником, которым никогда не был и не являюсь, а именно определил себя гражданином своей страны. Мы все, в том числе и вы, господин Сергей Мирославович, граждане своей страны, и каждый из нас болеет за свою Родину. Поэтому вы можете упоминать меня гражданином без кавычек или, если угодно, согласно церковному сану.
Первое замечание господина Путина касалось знания истории, поэтому «девять десятых», как вы пишете, содержания моего письма посвящено истории, а точнее, исторической памяти грузинского народа. Что касается геноцида, будем судить по плодам. Грузины не препятствовали осетинам спускаться с гор и селиться в долине и не притесняли их. Исключение составляли лишь случаи, когда осетины проявляли агрессивное отношение к местному населению.
Грузия — многонациональная страна, здесь издавна проживали евреи, персы, арабы, армяне, греки, езиды (курды), позднее — русские, украинцы, азербайджанцы. И все они сохраняли здесь свое вероисповедание. Некоторые из них имели свои национальные школы. За 26 веков не было ни одного еврейского погрома. В Цхинвали, в областном центре ЮО, был пединститут. Из-за недостатка в местных кадрах из Тбилиси приезжали профессора с целью обучения и воспитания местной молодежи. В театре были грузинская и осетинская труппы, члены которых дружили между собой; была областная газета на осетинском языке. Руководящие посты в пединституте и областной администрации занимали осетины. И все это закончилось тем, что грузины были изгнаны осетинами при поддержке российских войск из исторических мест проживания. Произошла этническая чистка — более 30 тысяч грузин оказались беженцами в собственной стране. Вот кто является жертвой геноцида! Примыкающее к Цхинвали грузинское селение Тамарашени стерто с лица земли — а рядом после 2009 года возник поселок Московский для российских военнослужащих. Грузинского селения Кемерти больше не существует — там сейчас танкодром. В грузинском селении Кехви из существовавших 345 домов только пять напоминают о том, что там была деревня. Сады, виноградники вырублены и так далее.
Мы видим некоторую аналогию с сербской провинцией Косово, где с XVIII века происходила миграция албанцев, а закончилось это вытеснением сербов, поруганием их святынь, церквей и монастырей. Президент Милошевич пытался силами внутренних войск усмирить воинствующих сепаратистов, а в ответ получил бомбежку Белграда и инфраструктуры страны силами НАТО, международный суд и скоропостижную смерть в застенках.
То же можно сказать и об абхазском военном конфликте. В 70-х годах XX века первый секретарь ЦК КП Грузии Э. Шеварднадзе предпринял попытку разрядить напряженную обстановку, вызванную националистическими выходками молодых абхазов. Был открыт университет в г. Сухуми. При желании поступления в вузы г. Тбилиси молодых абитуриентов-абхазов принимали без экзаменов, но это не помогло. Конфликт разросся до военных столкновений. За абхазскими сепаратистами стояли наемники из Российской Федерации. В результате более 250 тысяч грузин вынуждены были покинуть родные места, могилы своих предков. Они тоже оказались жертвами этнической чистки и беженцами в собственной стране. Разве не очевидно, кто оказался жертвой геноцида и этнической чистки в Абхазии и ЮО? Вследствие распада СССР набухшие нарывы лопнули, и потекла кровь в Прибалтике, Карабахе, Грузии, в Молдове, на Украине.