Индийская принцесса-суфражистка: как София Далип Сингх добивалась избирательных прав
Лондонские полицейские обычно не церемонились с суфражистками. Но среди женщин, раздававших листовки и штурмовавших здание парламента, то и дело оказывалась любимая крестница королевы Виктории. Ее арестовывали и штрафовали, но она не отступала. Рассказываем, как дочь индийского махараджи вела светскую жизнь, помогала соотечественникам и буквально билась за избирательное право.
Светская львица
София Далип Сингх появилась на свет знойным августовским днем 1876 года в престижном лондонском районе Белгравия. Переполошив домашних пронзительным криком, она быстро погрузилась в сон. Душная комната и тяжелый жаркий воздух, проникающий из открытого окна, напоминал о далекой родине — Индии.
Дед Софии Ранджит Сингх сумел объединить индусов, сикхов и мусульман под единым знаменем, став первым махараджей Сикхской империи. Его власть простиралась от границ Тибета на востоке до предгорий Хайберского перевала на западе. После его смерти империю захлестнула волна переворотов, пока новым махараджей не стал его пятилетний младший сын Далип Сингх. Однако после поражения во Второй англо-сикхской войне в 1849 году 11-летний махараджа был вынужден отречься от престола. Ему пришлось передать империю (и знаменитый алмаз «Кох-и-Нур») англичанам, а самому отправиться в Англию, где ему назначили опекуна. Во время своего пребывания там Далип Сингх обратился в христианство и сблизился с королевой Викторией, которая ценила экстравагантного «Черного принца из Пертшира».
Однако махараджа не забыл о своих корнях. Когда Софии было 10 лет, он попытался вернуться с семьей в Индию. В Адене (Йемен) их остановили по приказу вице-короля Индии из-за опасений беспорядков и заставили вернуться. Далип Сингх отправил семью домой, а сам уехал в Париж. Он обратился в сикхизм и даже ездил в Санкт-Петербург, чтобы убедить царя Александра III вторгнуться в Британскую Индию и восстановить его права на престол. План не удался, махараджа, оставшись ни с чем, все чаще прикладывался к бутылке и погряз в долгах. В 1893 году он умер от удара.
Его жена тяжело переживала разлуку. Когда София заболела брюшным тифом, бессонные ночи у ее кровати подкосили здоровье ее матери, и та тоже вскоре скончалась. Детям Далип Сингха назначили опекуна. Старшие сестры Кэтрин и Бамба отправились в Сомервилл-колледж в Оксфорде, а тихая и робкая София утром ходила в школу, днем занималась музыкой, танцами и этикетом, а вечера коротала за написанием писем сестрам.
В 1890-е вся троица отправилась в путешествие, которое произвело на Софию неизгладимое впечатление — в Англию она вернулась с жаждой приключений. Тем временем королева Виктория назначила ей и сестрам приданое, но для многих представителей аристократии они оставались дочерьми предателя. Впрочем, София наслаждалась свободой. Из стеснительной девушки она превратилась в светскую львицу и экстравагантную особу — разъезжала на велосипеде, постоянно курила (заказывая по 600 коробок египетских папирос в год), вступила в женский хоккейный клуб Ист-Моулси, став заядлой хоккеисткой; разводила померанских шпицев, завела попугаев и лорикетов.