Игорь Губарь: Что кроме хай-джека может пригодиться на бездорожье?
Считается, что каждый уважающий себя автопутешественник возит на экспедиционном багажнике полутораметровый хай-джек. На самом деле, это не так.
Потому что даже у самого настоящего путешественника, фермерского домкрата может и не быть. Ну действительно, он же не фермер! Зачем ему двадцатикилограммовый кусок железа, который некуда деть, кроме как прикрутить барашками к другому тридцатикилограммовому куску железа, привинченному к крыше. А что делать, если у вас, к примеру, небольшой кроссовер или вообще Suzuki Jimny? Словом, мы предлагаем вспомнить, что ещё кроме реечного домкрата можно использовать во время поездок в леса, поля, на рыбалку и охоту. Начнём с очевидного.
Штатный домкрат
Домкрат, который входит в стандартное оснащение каждого автомобиля, на самом деле не так уж бесполезен. Особенно, если он ромбический или рычажный. Винтовые, типа жигулёвских, хуже тем, что для их установки нужно использовать строго определённые места, в которых находятся специальные гнёзда, как правило, намертво забитые засохшей грязью (справиться с ней, хоть и не сразу, обычно помогает ковыряние отвёрткой). Сложности могут возникнуть и у владельцев домкратов бутылочного типа и подкатных. Первые чаще всего не во что упереть (кроме фаркопа), а под второй надо копать такую траншею, что проще откопать сам автомобиль. Тем не менее, в большинстве ситуаций штатный домкрат может помочь, если, конечно, сперва вы поможете ему. Потому что великому Архимеду нужна была только одна точка опоры, а вам для работы понадобится две. Верхняя, та что на автомобиле, должна быть доступна, то есть откопана и очищена. Нижняя, та что на земле – укреплена, чтобы домкрат не проваливался под тяжестью автомобиля. И поверьте, дюжина веточек толщиной с карандаш не спасут. И с руку толщиной не спасут. Даже три бревна не помогут. Только доска, в крайнем случае расколотая пополам чурка, размером как минимум в половину обычного листа бумаги, если у вас короткая «Нива». Если не короткая или не «Нива», то размером в лист целиком. Пята домкрата имеет свойство не только тонуть в том, в чём уже утонул автомобиль, но и соскальзывать с опоры. Излишне говорить, что для устойчивой установки опоры, особенно если события происходят в колее, следует откопать небольшой танковый капонир в масштабе примерно 1:35. Глубоко копать не надо – ровно настолько, чтобы домкрат удалось подсунуть под автомобиль, иначе высоты подъёма не хватит на глубину подкопа. При этом, если есть возможность подставить домкрат под рычаг подвески или мост, дело пойдёт веселей. Приподняв автомобиль, подложите под колёса всё, что найдёте: доски, палки, ветки, камни, грунт. После этого можно опустить домкрат, переставить его и опору на место, где вы не копали, и попробовать приподнять машину выше, чтобы подложить