«Идти таким же путем никому не советую»: как за время декрета я стала стоковым иллюстратором
Свободный график, работа по два-три часа в день, возможность годами получать «дивиденды» с одной картинки, фактически обзаведясь пассивным доходом... Создатели курсов «по микростокам» обещают потенциальным покупателям поистине райскую жизнь. Так ли всё безоблачно, в рубрике #вторая_профессия нам рассказала Екатерина, которая в 30 лет бросила работу инженером и стала иллюстратором.
Почему я решила поменять профессию
По образованию я инженер радиоэлектронных систем — пять с половиной лет университета (тогда еще не было деления на магистратуру и бакалавриат) и год аспирантуры. Направление учебы, как многие мои ровесники, я выбрала почти случайно — точные науки давались легко мне и нравились, а еще по этому же направлению учились и работали мои родители.
Учиться мне нравилось, было легко и интересно. Но вот с работой оказалось иначе. По специальности я трудилась с третьего курса — пришла на производственную практику на крупный оборонный завод и там осталась до первого декрета, выросла за это время от техника до инженера-конструктора. После декрета перешла инженером в сотовую компанию — работа там показалась мне более интересной и денежной. Но в итоге бесконечные документы, согласования, потоки данных — мне казалось, что я задыхаюсь под грудой бумаг. Во второй декрет я уходила с мыслью — не хочу сюда возвращаться.
Примерно в то же время у меня появилась отдушина — я начала активно общаться в популярном тогда «Живом Журнале» и нашла там сообщество рисующих людей. Рисую я с детства, окончила художественную школу, но потом творчество надолго забросила. В ЖЖ у меня появилась компания единомышленников, и я стала рисовать всё больше и больше. Тогда как раз начался флешмоб «Рисуй каждый день», и я оторвалась за все прошедшие годы. И так погрузилась в это, что поняла — мне мало рисования как хобби, я хочу сделать это своей профессией, чтобы рисовать не полчаса раз в неделю после работы, а весь день и каждый день.
О получении полноценного второго образования в тридцать лет речи не шло — дорого, да еще и двое детей на руках без помощи бабушек и нянь — один шестилетний, второй младенец. Свободное время можно было выкраивать с трудом, и оно было очень сильно разбросано — тут десять минут, там час. И я стала искать другие возможности.
Как проходила учеба и почему я совмещала ее с работой
Примерно в это же время я узнала про микростоки — это сервисы по продаже лицензий на изображения. Покупают эти лицензии по всему миру и используют иллюстрации везде, где не требуется уникальность — в производстве текстиля, в полиграфии, в создании сайтов и игр, в рекламе. Стать автором-поставщиком контента на микростоках было несложно — на многих из них нужно было сдать небольшой экзамен и/или прислать несколько пробных работ.
Меня подкупило то, что на стоках никого не интересовала ни моя личность, ни наличие у меня образования — главное, чтобы мои картинки устраивали покупателей. При этом высоких требований к изображениям не предъявляли: стоковая иллюстрация — вообще специфический рынок, тут не нужны ни академическая правильность, ни потрясающая техника — надо лишь, чтобы рисунок подходил под свою функцию — стать иконкой приложения, деталью узора на ткани или вписаться в дизайн этикетки.
Комиссионные автору за продажу лицензий в основном небольшие — от 10-15 центов, иногда несколько долларов или больше (в зависимости от условий лицензии на использование изображения и тиража готового изделия). Но фокус в том, что удачная картинка может продаваться сотни и тысячи раз — и приносить в итоге довольно много.