«Худшее, чему может научить школа, — получать хорошие оценки». Основатель Y Combinator Пол Грэм — о пользе странных увлечений и прокрастинации
В 2005 году Пол Грэм пошел на ужин со своей будущей женой Джессикой Ливингстон, а уже на следующий день они вместе собрали команду для работы над Y Combinator. Сейчас это крупнейший бизнес-акселератор в мире — он открыл Airbnb, Dropbox и Reddit. Помимо этого, Пол Грэм известен тем, что много лет пишет остроумные эссе о бизнесе, программировании и актуальных житейских вопросах. За успешные инвестиции его называют «крестным отцом Кремниевой долины», а за регулярные упражнения в писательстве — «философом от программирования». Прочитайте размышления Грэма о свойствах успешного стартапа, полезной прокрастинации и детях, которые оптимизируют жизнь.
О стартапах
Когда вы впервые собираете деньги на проект, сначала спросите себя: «В нас стоит инвестировать?» Честный ответ на этот вопрос поможет и в следующий раз. Не рекламируйте. Говорите правду, и пусть инвесторы читают по глазам.
Есть три условия успешного стартапа: работать с хорошими людьми, делать то, что нужно клиентам, и тратить как можно меньше.
Один из способов развивать стартап — делайте продукт, который нравится пользователям. Начните с чего-то простого и лёгкого, чем бы вы тоже пользовались. Выпустите версию 1.0 как можно скорее и продолжайте работать. Прислушивайтесь к пользователям, потому что клиент всегда прав. Но разные клиенты правы по-разному. Неопытные подскажут вам, что нужно упростить, а искушённые пользователи расскажут, какие функции стоит добавить.
Стартапы проваливаются из-за того, что, во-первых, делают продукт, который никому не нужен, во-вторых, тратят слишком много времени и денег. Эти две причины убили так много стартапов, что я даже не уверен, существует ли третья. Так что если вы создаете что-то нужное и не слишком тратитесь на это — то вы на правильном пути.
Если вы инвестируете в стартап на раннем этапе — вы выбираете людей, а не продукт. Мы инвестируем в стартапы на той стадии, когда нет ещё ни компании, ни цифр. Многие считают, будто у нас какое-то особое чутье на технологии, но мы просто умеем выбирать хороших людей. У моей жены и соосновательницы Y Combinator Джессики Ливингстон есть удивительная способность читать людей с первого взгляда. За умение выявлять фальшь мы называем её «социальным радаром». Будем мы инвестировать в стартап или нет, во многом зависит от того, удалось ли соискателям пройти «социальный радар». Мы не считали Airbnb классной идеей — мы вложились в них, потому что нам понравились стартаперы.
Стартапы энергозатратны. Запуская стартап, готовьтесь: он сожрёт столько вашего времени, сколько вы даже представить себе не можете.
Существует зависимость между тем, как стартапер справляется со своими обязанностями, и его персональными качествами. Если плохой стартапер вдруг добивается успеха, то он быстро продаёт бизнес и уходит из него. Но в основном стартаперы работают не ради денег — ими движет что-то другое. Они могут не заявлять об этом открыто, но обычно они хотят сделать мир лучше — и поэтому у них есть естественное преимущество.