Дмитрий Озерков — о «новой тактильности» и будущем Дома Радио

Школа MastersКультура

«Хрупкость человечества будет обсуждаться еще много лет»: большое интервью Дмитрия Озеркова

Дом Радио, Санкт-Петербург © Александра Муравьева

Masters Journal продолжает публиковать материалы, вышедшие в зимнем выпуске печатной версии журнала — выпуске больших интервью руководителей ведущих художественных институций обеих столиц, подводящих итоги 2020 года и пытающихся предугадать, чего искусству и культуре ждать от 2021-го. Сегодня мы представляем беседу заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководителя проекта «Эрмитаж 20/21» и директора musicAeterna в России Дмитрия Озеркова с редактором Masters Journal Александрой Александровой — о жизни искусства после пандемии, «новой тактильности» и будущем Дома Радио.

— Этой весной, когда пандемия только начиналась, ключевым для многих стало размышление о том, как 2020 год повлияет на привычное устройство художественной сцены — в России и в мире. Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас, в конце года, с учетом всего, что произошло?

— За этот год онлайн-бытие стало важнее физической экзистенции — и в ближайшем будущем мы все будем жить только в онлайне. Собственно, мы уже там живем. Не там, а тут — мы ведь сейчас общаемся с вами онлайн. Нас начинают искать, только если мы перестали выходить на связь. После пандемии мы не сможем избавиться от этой онлайн-жизни. Она реальнее, быстрее и безопаснее физического существования. Пока мы еще как-то боремся, сопротивляемся, понимаем опасность, спасаемся в ретритах и онлайн-детоксах — хотя со временем все меньше. Но наши дети уже будут определять жизнь через активную зеленую точку рядом с именем. Они адаптируют этот формат под себя, сделают его приятным и удобным — но назад уже не вернутся. Как следствие, их сознание тоже изменится. Пандемия катализировала это бытие онлайн. Мы переживаем эпохальное событие мирового масштаба, о нем будут сниматься фильмы, писаться книги, создаваться блокбастеры — как сегодня про войну с фашизмом. Сейчас нужно успеть оценить смысл этого исторического перелома.

— Корректировались ли выставочные планы Эрмитажа, исходя не только из организационных ограничений, а именно из смысловой необходимости?

— Пока особых изменений нет, мы старались жить привычной жизнью, в которую по мере необходимости вносили коррективы. Но в проекте Чжан Хуаня уже были работы, созданные во время пандемии — в экспозицию были включены два полотна из серии «Любовь». Эта тема пришла, как ни крути. Как у всех культурных учреждений, у Эрмитажа сейчас времена непростые. Музей продолжает делать то, что он делал, но научные сотрудники перешли на дистанционный труд. Сейчас они занимаются спокойной архивной работой, которая обязательно принесет результаты. Думаю, у нас у всех сейчас есть невероятная возможность успеть все, что было задумано. Уверен, что будет постпандемический бум новых явлений и, конечно же, книг. Сложнее музыкальным институциям, потому что их жизнь связана с наполняемостью залов, продажей билетов по разрешенной квоте. Музыкантам приходится непросто — но и тут наступает время архивных поисков и совершенствования мастерства, так что все будет хорошо.

— Какими, с вашей точки зрения, будут последствия этого года для глобального арт-рынка?

— Последствия 2020 года очень важны. Эпидемия подобна войне, социальному кризису. Потребление искусства никуда не денется, останется в том же виде, как и было. Изменится форма существования, создания искусства, его функционирования. И само искусство — вслед за обществом. Пандемия дала сильный толчок творчеству. Прямо сейчас, пока мы разговариваем, создается большое количество новых художественных произведений. Это будет большая постпандемийная история — искусство после катастрофы.

Чжан Хуань. «Мой Зимний дворец № 8» © Zhāng Huán, Courtesy of Pearl Lam Galleries

— Как 2020 год изменил рыночный запрос по отношению к современному искусству?

— Собственно, чего не хватает в условиях изоляции? Свежего воздуха и прикосновений, объятий. Потребность в касаниях, интимных вещах очень важна. Искусство интимное, нежное, рукодельное, конечно, будет иметь больший отклик, чем любые интернет-технологии. На последних арт-ярмарках процент продаж именно физического искусства вырос, поэтому я думаю, что такие интимные вещи — теплые, как домашние игрушки, как общение у камина — будут получать максимум внимания и приоритета, и это касается любых видов искусств.

— Осенью этого года в Эрмитаже открылась выставка Александра Сокурова по мотивам российского проекта, представленного на прошлогодней Венецианской биеннале. Насколько формат национальных представительств на глобальных смотрах адекватен сегодняшнему дню? Проявила ли пандемия нечто новое в осмыслении глобальных форматов, споры о судьбе которых начались задолго до нынешнего года?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два Ивана: злой и... еще злее Два Ивана: злой и... еще злее

Легенда о двух Иванах Грозных: «хорошем» и «злом»

Дилетант
Создано универсальное водородное топливо в виде пасты: дешево и удобно Создано универсальное водородное топливо в виде пасты: дешево и удобно

«Powerpaste» - паста на основе магния, которая накапливает водородную энергию

Популярная механика
Где найти рабочего-программиста? Где найти рабочего-программиста?

В России обостряется дефицит технических рабочих кадров

Эксперт
Живые души Живые души

«Гоголь-центр»: портрет театра на фоне перемен

Weekend
Паразительная медицина Паразительная медицина

Откуда взялась идея лечиться кишечными червями

N+1
Деньги с неба падают? Звезды, которые пытаются разбогатеть странными способами Деньги с неба падают? Звезды, которые пытаются разбогатеть странными способами

Какие техники используют знаменитости для достижения своих целей?

Cosmopolitan
Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах Как выглядят анчар, мандрагора и другие таинственные растения, которые ты встречал в книгах

И это не только цветочки!

Maxim
Маркетинг мегаполисов: как бренды продвигают себя в умных городах Маркетинг мегаполисов: как бренды продвигают себя в умных городах

Как умные города меняют современную рекламу, рассказывает Сергей Галеев

СНОБ
Как правильно медитировать дома: 13 советов для начинающих дзэнщиков (ом-м-м) Как правильно медитировать дома: 13 советов для начинающих дзэнщиков (ом-м-м)

Подборка советов для желающих начать медитировать

Playboy
Микропластик ухудшил физико-химические свойства почвы Микропластик ухудшил физико-химические свойства почвы

Микропластик создал непреодолимые препятствия для питания растений

N+1
Как сделать верный выбор? Находим ответ с помощью метафорических карт Как сделать верный выбор? Находим ответ с помощью метафорических карт

Как самостоятельно находить ответы на свои вопросы с помощью метафорических карт

Psychologies
Не делай так: 6 признаков того, что твой интерьер давно устарел Не делай так: 6 признаков того, что твой интерьер давно устарел

Какие детали интерьера способны выдать плохой вкус его владельца.

Cosmopolitan
Александра Ребенок: «Дома я перестаю быть воином» Александра Ребенок: «Дома я перестаю быть воином»

Интервью с актрисой Александрой Ребенок об активном материнстве и работе в кино

Cosmopolitan
Фрэнк Ллойд Райт и Broadacre City: исход из города Фрэнк Ллойд Райт и Broadacre City: исход из города

Утопия Райта, описанная в книге 1932 года

Weekend
Неизменные перчатки, отсылки к Голливуду и регулярные разборы шкафа: каким был гардероб Любви Орловой Неизменные перчатки, отсылки к Голливуду и регулярные разборы шкафа: каким был гардероб Любви Орловой

Гардероб актрисы Любови Орловой, одной из главных советских икон стиля

Esquire
И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы И это тоже она! 7 образов Веры Брежневой — от нимфы до дивы

10 фактов о Вере Брежневой

Cosmopolitan
За что мы любим персонажей Андрея Мягкова За что мы любим персонажей Андрея Мягкова

Мягков у Рязанова играл советского человека таким, каким он был в своей массе

GQ
5 шагов к эффективному управлению командой на удаленке 5 шагов к эффективному управлению командой на удаленке

Как сделать дистанционную работу максимально эффективной

СНОБ
Они настоящие Они настоящие

Александр Цыпкин выяснил, чего ждут женщины от современных мужчин

Cosmopolitan
Как фильм «Дом Пьера Кардена» раскрывает дизайнера с новых и неожиданных сторон Как фильм «Дом Пьера Кардена» раскрывает дизайнера с новых и неожиданных сторон

Документальный фильм «Дом Пьера Кардена» о легендарном модном дизайнере

Esquire
Как никуда не торопиться и все успевать: совет начинающим мамам Как никуда не торопиться и все успевать: совет начинающим мамам

Мама должна быть рядом, мама должна кормить, мама должна... А должна ли?

Psychologies
10 способов укрепить ногти в домашних условиях 10 способов укрепить ногти в домашних условиях

Устрой своим ногтям SPA-курорт, не выходя из дома

Cosmopolitan
Как восстановить режим сна Как восстановить режим сна

Превратись из ворчливого полуночника в раннюю пташку!

Maxim
Как скрыть номер в Телеграм: инструкция для смартфонов и ПК Как скрыть номер в Телеграм: инструкция для смартфонов и ПК

Разбираемся, как скрыть от контактов в Телеграм номер телефона

CHIP
Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству Стремитесь к прогрессу, а не к совершенству

Процесс не менее важен, чем результат, и вот почему

Psychologies
Производство плитки Производство плитки

Производство едва ли не самого изысканного (и дорогого) шоколада в мире

Robb Report
Чешское образование. Речь Филипа Рота на вручении американской литературной премии Чешское образование. Речь Филипа Рота на вручении американской литературной премии

Отрывок из книги Филипа Рота «Зачем писать?»

СНОБ
Что ты мне привез? Что ты мне привез?

Разбираемся на реальном примере, насколько выгодна доставка продуктов

Cosmopolitan
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Поднимите мне веки Поднимите мне веки

Рассказываем, как скорректировать веки красиво и безопасно

Собака.ru
Открыть в приложении