«Хрупкость человечества будет обсуждаться еще много лет»: большое интервью Дмитрия Озеркова
Masters Journal продолжает публиковать материалы, вышедшие в зимнем выпуске печатной версии журнала — выпуске больших интервью руководителей ведущих художественных институций обеих столиц, подводящих итоги 2020 года и пытающихся предугадать, чего искусству и культуре ждать от 2021-го. Сегодня мы представляем беседу заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководителя проекта «Эрмитаж 20/21» и директора musicAeterna в России Дмитрия Озеркова с редактором Masters Journal Александрой Александровой — о жизни искусства после пандемии, «новой тактильности» и будущем Дома Радио.
— Этой весной, когда пандемия только начиналась, ключевым для многих стало размышление о том, как 2020 год повлияет на привычное устройство художественной сцены — в России и в мире. Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас, в конце года, с учетом всего, что произошло?
— За этот год онлайн-бытие стало важнее физической экзистенции — и в ближайшем будущем мы все будем жить только в онлайне. Собственно, мы уже там живем. Не там, а тут — мы ведь сейчас общаемся с вами онлайн. Нас начинают искать, только если мы перестали выходить на связь. После пандемии мы не сможем избавиться от этой онлайн-жизни. Она реальнее, быстрее и безопаснее физического существования. Пока мы еще как-то боремся, сопротивляемся, понимаем опасность, спасаемся в ретритах и онлайн-детоксах — хотя со временем все меньше. Но наши дети уже будут определять жизнь через активную зеленую точку рядом с именем. Они адаптируют этот формат под себя, сделают его приятным и удобным — но назад уже не вернутся. Как следствие, их сознание тоже изменится. Пандемия катализировала это бытие онлайн. Мы переживаем эпохальное событие мирового масштаба, о нем будут сниматься фильмы, писаться книги, создаваться блокбастеры — как сегодня про войну с фашизмом. Сейчас нужно успеть оценить смысл этого исторического перелома.
— Корректировались ли выставочные планы Эрмитажа, исходя не только из организационных ограничений, а именно из смысловой необходимости?
— Пока особых изменений нет, мы старались жить привычной жизнью, в которую по мере необходимости вносили коррективы. Но в проекте Чжан Хуаня уже были работы, созданные во время пандемии — в экспозицию были включены два полотна из серии «Любовь». Эта тема пришла, как ни крути. Как у всех культурных учреждений, у Эрмитажа сейчас времена непростые. Музей продолжает делать то, что он делал, но научные сотрудники перешли на дистанционный труд. Сейчас они занимаются спокойной архивной работой, которая обязательно принесет результаты. Думаю, у нас у всех сейчас есть невероятная возможность успеть все, что было задумано. Уверен, что будет постпандемический бум новых явлений и, конечно же, книг. Сложнее музыкальным институциям, потому что их жизнь связана с наполняемостью залов, продажей билетов по разрешенной квоте. Музыкантам приходится непросто — но и тут наступает время архивных поисков и совершенствования мастерства, так что все будет хорошо.
— Какими, с вашей точки зрения, будут последствия этого года для глобального арт-рынка?
— Последствия 2020 года очень важны. Эпидемия подобна войне, социальному кризису. Потребление искусства никуда не денется, останется в том же виде, как и было. Изменится форма существования, создания искусства, его функционирования. И само искусство — вслед за обществом. Пандемия дала сильный толчок творчеству. Прямо сейчас, пока мы разговариваем, создается большое количество новых художественных произведений. Это будет большая постпандемийная история — искусство после катастрофы.
— Как 2020 год изменил рыночный запрос по отношению к современному искусству?
— Собственно, чего не хватает в условиях изоляции? Свежего воздуха и прикосновений, объятий. Потребность в касаниях, интимных вещах очень важна. Искусство интимное, нежное, рукодельное, конечно, будет иметь больший отклик, чем любые интернет-технологии. На последних арт-ярмарках процент продаж именно физического искусства вырос, поэтому я думаю, что такие интимные вещи — теплые, как домашние игрушки, как общение у камина — будут получать максимум внимания и приоритета, и это касается любых видов искусств.
— Осенью этого года в Эрмитаже открылась выставка Александра Сокурова по мотивам российского проекта, представленного на прошлогодней Венецианской биеннале. Насколько формат национальных представительств на глобальных смотрах адекватен сегодняшнему дню? Проявила ли пандемия нечто новое в осмыслении глобальных форматов, споры о судьбе которых начались задолго до нынешнего года?