Губернаторы в поисках денег: как российские регионы пытаются привлечь инвесторов
С 2019 года инвестиции в основной капитал стали одним из показателей эффективности работы губернаторов. Тем не менее, контакты потенциальных инвесторов с главами регионов по-прежнему упираются во множество препятствий
Руководству регионов России как никогда нужны инвесторы: c 2019 года инвестиции в основной капитал входят в число показателей эффективности губернаторов, по которым они отчитываются перед администрацией президента. Привлечение инвестиций — непростая задача для глав регионов, едва ли не единственным способом решения которой до недавнего времени были личные переговоры с потенциальными инвесторами. Однако организация форумов и командировок обходились региональным бюджетам недешево, и не всегда давала реальный результат в виде притока новых инвестиций. В результате многие регионы решили «затянуть пояса». Например, владимирский губернатор Владимир Сипягин отказался от проведения регионального экономического форума, а его челябинский коллега Алексей Текслер решил воздержаться от обширной программы зарубежных бизнес-вояжей, запланированных предшественником.
Рассчитывать на помощь из Москвы в выполнении этого KPI главам регионов нельзя: в методике не учитываются капиталовложения федерального бюджета и инфраструктурных монополий. Для выполнения поставленной задачи регионам придется бороться за частные инвестиции, причем делать это придется на фоне стагнации в экономике. Статистика по инвестициям за девять месяцев 2019 года не внушает оптимизма. Инвестиции в основной капитал выросли в стране лишь на 0,7% — это самый слабый результат за последние три года. Почти в половине регионов инвестиции и вовсе снизились.
К счастью, у регионов есть в распоряжении инструмент, дающий возможность сэкономить на взаимодействии с потенциальными инвесторами. Речь идет о региональных инвестиционных порталах — онлайн-площадках, предоставляющих инвесторам необходимую информацию о регионе и обеспечивающих прямую связь с его руководством. К 2019 году инвестиционные порталы появились у всех 85 регионов страны в рамках внедрения «Регионального инвестиционного стандарта» — национальной инициативы по улучшению бизнес-климата, реализуемой Агентством стратегических инициатив.