Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном»

ForbesБизнес

Григорий Бальцер: «Россия — самая выгодная страна для наследования»

Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном». Третий гость — основатель и руководитель аукционного агентства Baltzer, колумнист Forbes Григорий Бальцер

Григорий Бальцер — не типичный предприниматель и финансист. Он член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, основатель и руководитель аукционного агентства Baltzer, специалист по искусству и предметам старины. Инвестиции в искусство становятся все более и более популярными, но делать их, просто чтобы зарабатывать, нельзя: в эти инвестиции вкладывается душа, а уж получится ли на этом заработать — вопрос второй. В интервью экономисту Андрею Мовчану для нового видеопроекта Forbes Capital Бальцер рассказал об эволюции бизнеса на предметах искусства, самых выгодных отраслях для коллекционирования и инвестициях в стартап Grabr, который создали его сын Артем Федяев и невестка Дарья Ребенок.

Григорий, с вами можно говорить про типичные инвестиции?

Может быть, про какую-то область инвестиций, которая сейчас называется инвестиции в эмоции или инвестиции в искусство — альтернативные инвестиции.

Давайте разбираться тогда, что это такое. Вы начинали свой бизнес давно. С чего все началось?

По специальности я декоратор, занимался декорированием интерьеров, и первой моей инвестицией была покупка этих интерьеров. Было несколько направлений, которыми я занимался: кроме достаточно большого количества мебельных магазинов в Москве, моей любовью и основным видом деятельности были исторические интерьеры. Это была моя специальность, мое увлечение и мои первые инвестиции. Когда-то я работал у известного французского антиквара, к сожалению, уже покойного, Бернарда Бенджамина Стейница. Он был выходцем из семей, которых называют «чердачниками». «Чердачники» — это высшая категория антикваров. Это люди, которые могут себе позволить приобрести все сразу.

Вообще как попадают предметы антиквариата на рынок? Обычно через 3D, как мы это называем: death, divorce and debt (смерть, развод и долги) — классическая формула. Соответственно, как только возникает одно из этих трех D, иногда даже сразу два, организация, семья, адвокатская контора, которая ведет это дело, или государство (когда это связано с налогами) пытаются реализовать имущество. Отдельные специалисты занимаются недвижимостью. А интерьером и экстерьером занимаются специалисты, которые могут оценить и купить сразу весь интерьер, ведь никто на таких закрытых аукционах не продает по одному предметику. После этого начинается антикварная дисперсия, когда каждому специалисту каждого направления попадают предметы, связанные с его направлением: например, я занимаюсь только Францией XVIII века, или только бронзой, или только живописью, предположим, прерафаэлитами. Соответственно, предметы расходятся по рукам, а остатки в конце концов попадают на блошиный рынок. Вот так примерно выглядит антикварная пирамида. И с этого я начинал. Конечно, я смотрел на это как на инвестицию в первую очередь, потому что я должен был правильно купить, чтобы потом правильно продать.

Достаточно циничный бизнес. Есть ли там место своему желанию?

Да, конечно.

Или клиент с Рублевки хочет китч и posh, поэтому я буду покупать это, потому что это дороже продастся.

Конечно, это делалось на вкус клиента, но тогда это фактически не инвестиция, потому что ты уже работаешь под готовый заказ. А мой вкус был все-таки подготовленный — у меня высшее художественное образование, и я к этому относился уже более профессионально. Я выбирал те стили, которые мне были интересны.

А что изменилось сейчас? Сколько лет прошло? Почти 30?

Да, 27 лет прошло. Мы начинали все одинаково. Начало девяностых было для всех одним и тем же стартом. Мы все были инженерными детьми, скажем так: жили в однушках, двушках, трешках или коммуналках, многие с общежитий. И мы все были диванными мечтателями, и когда мы появлялись в каких-то музеях, мы себе не могли представить, что вот в этом можно было жить. Шереметьевский дворец, Останкино, Кусково под Москвой, Санкт-Петербург — как же в этой красоте... Надо же все руками не трогать — висели все эти веревочки и надписи. И вот в начале девяностых оказалось, что все это не принцесса-недотрога: ты можешь это спокойно взять и спокойно привезти, и инсталлировать, и создать такой интерьер.

Наверное, то, что продается на рынке?

На рынке иногда попадаются вещи посерьезнее, чем в музеях. Самые большие поставщики классических интерьеров, исторических интерьеров — Франция, Германия, Италия в меньшей мере, но тоже. Во Франции налог на наследство составляет 50%. Практически в день похорон усопшего приходит инспектор, тут же начинает описывать все, и потом вам просто предъявляют счет: этот ваш красивый интерьер, ваш красивый дом стоит, предположим, 10 млн, в течение этого года вам надо заплатить налог 5 млн — и продолжайте владеть. Если у наследника таких денег нет и он не хочет продолжать эту историю, он должен все реализовать.

Какие в разных странах Европы налоги на наследство?

Меньше 30%, по-моему, нет ни у кого, Россия — самая выгодная страна для наследования, здесь 0%, поэтому используйте этот шанс и передавайте наследство в России теплой рукой.

А как в Америке, где первые 10-12 млн не облагаются налогом, в Европе нет такого?

Нет, нет.

Все те, кто покупает сейчас недвижимость в Англии, должны это иметь в виду.

Да, они должны иметь в виду, что в Англии, по-моему, 40% налог, и эти 40% придется заплатить наследникам. Вуаля.

Ну а для нас это удобный способ купить антиквариат. Так как эволюционировал бизнес? З0 лет назад это была декорация по заказу клиента. А сейчас?

Тогда мы создавали миф, мы были диванными мечтателями. И когда началась новая Россия, у нас появились другие возможности. Но при этом мы еще не были готовы к этому, у нас не было эмоционального багажа. Мы жили в мечтах, но реального эмоционального понимания, как я могу в этом жить, не было. И мы начинали придумывать себе мифы. Все мои интерьеры — это было классическое мифотворчество. Ты берешь какую-то семью и создаешь из этой семьи, например, венецианских дожей, если делаешь интерьер в итальянской готике. Либо ты создаешь фламандских буржуа. Или делаешь викторианский интерьер. Бытие определяет сознание: в таких интерьерах в трениках с оттянутыми коленками к завтраку не выйдешь — надо было уже соответствовать. И клиенты быстро вживались в это, и, конечно, все менялось. Сначала ты сознаешь некую красивую картинку, а дальше жизнь начинает в нее добавляться. Это некая временная пирамидка, на которую нанизываются время, семья, увеличивается количество детей, меняются вкусы, мы начинаем больше путешествовать. Что-то смывало время, что-то оставалось и превращалось в совсем другие вещи. Из тех классических интерьеров, которые я создавал еще в начале — середине девяностых, может быть, один-два остались в том виде, в котором я их делал, — естественно, все изменились. Изменилось все, и эта работа изменилась тоже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете «Радость из простых вещей»: как насладиться августом и не грустить об уходящем лете

Как извлечь максимум пользы из последнего месяца лета

Forbes
Калифорния скролл Калифорния скролл

Как скриншоты из видеоигр попали в музеи

Esquire
Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится? Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится?

Как сохранить самообладание и профессионализм, когда компания в кризисе?

Inc.
Как делать кольца из дыма кальяна: 6 способов быстро научиться Как делать кольца из дыма кальяна: 6 способов быстро научиться

Как научиться пускать кольца из дыма кальяна, чтобы все были в восторге

Playboy
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
7 кулинарных ошибок, которые совершают практически все (профессионалы против) 7 кулинарных ошибок, которые совершают практически все (профессионалы против)

Эти кулинарные ошибки мы поначалу все совершаем

Playboy
Как подготовиться к собеседованию: три простых шага для тех, кто боится Как подготовиться к собеседованию: три простых шага для тех, кто боится

Успех в прохождении собеседования заключается в знании, прежде всего, себя

Playboy
Уловка-210: почему так легко попасть в тюрьму за организацию преступного сообщества Уловка-210: почему так легко попасть в тюрьму за организацию преступного сообщества

Все чаще портреты бизнесменов сменяются их же фотографиями за решеткой

Forbes
Бури и штормы Натали Мибах Бури и штормы Натали Мибах

Художница Натали Мибах вплетает метеоданные в конструкции из ивовых прутьев

Популярная механика
Кто такой художник Реймонд Петтибон — автор принтов Dior и знаменитых музыкальных обложек Кто такой художник Реймонд Петтибон — автор принтов Dior и знаменитых музыкальных обложек

Похоже, мужская линия Dior скоро станет синонимом арт-коллабораций

Esquire
Маскирующийся под PornHub вирус связали с работающими на власти российскими хакерами Маскирующийся под PornHub вирус связали с работающими на власти российскими хакерами

Канадские эксперты обнаружили шпионское программное обеспечение для Android

Forbes
Источник назвал короткое замыкание одной из версий причин пожара на аппарате в Баренцевом море Источник назвал короткое замыкание одной из версий причин пожара на аппарате в Баренцевом море

Причиной пожара на борту глубоководного аппарата стало короткое замыкание

Forbes
Хрупкий институт. Нужны ли брак и семья «поколению снежинок» Хрупкий институт. Нужны ли брак и семья «поколению снежинок»

О нелегкой судьбе института брака в ХХI веке

Forbes
Citroen 2CV – «гадкий утенок», которого любили все Citroen 2CV – «гадкий утенок», которого любили все

Иногда именно в дорожных заторах особо смекалистым являются откровения

Maxim
Глава УК «Система Капитал» Игорь Бусаров: Сегодня стать игроком на Уолл-стрит может каждый Глава УК «Система Капитал» Игорь Бусаров: Сегодня стать игроком на Уолл-стрит может каждый

Почему россияне не доверяют инвестиционному рынку

СНОБ
Боишься летать на самолете? 6 лайфхаков, которые помогут успокоиться Боишься летать на самолете? 6 лайфхаков, которые помогут успокоиться

Бояться — это нормально, но страх можно победить!

Playboy
Как начать управлять своей жизнью: 5 правил Как начать управлять своей жизнью: 5 правил

Что, если попробовать взять управление в свои руки и поменять что-то в себе

Psychologies
Диджей-инвестор: как Стив Аоки заработал $30 млн за год на музыке, моде и киберспорте Диджей-инвестор: как Стив Аоки заработал $30 млн за год на музыке, моде и киберспорте

Стив Аоки за год дает сотни концертов, но источник его дохода — не только музыка

Forbes
Марка, за которой стоит следить: авангард от грузинского бренда Situationist Марка, за которой стоит следить: авангард от грузинского бренда Situationist

Ираклий Русадзе теперь создает бодрую гендерно-нейтральную одежду

Esquire
Прикоснуться к звездам. Как аукционы зарабатывают на космических реликвиях Прикоснуться к звездам. Как аукционы зарабатывают на космических реликвиях

Слышали ли вы про Дело о лунной сумке?

Forbes
«Мы очень прибыльны»: первое интервью основателя FaceApp после скандала вокруг приложения «Мы очень прибыльны»: первое интервью основателя FaceApp после скандала вокруг приложения

Как создатель FaceApp уладит скандал вокруг политики приватности приложения

Forbes
«Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений «Я могу потерять все»: основатель Healthy Food о проверках сети после волны отравлений

Основатель Healthy Food рассказал, что происходит с бизнесом во время инспекции

Forbes
Китайский космический флот Китайский космический флот

Для чего Поднебесной понадобилась масштабная «морская космонавтика»?

Популярная механика
Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде Основатель фитнес-студии Zaryad — о йоге, биоритмах и «мусорной» еде

Как настроить режим дня, побороть сонливость, правильно питаться и не уставать

РБК
Пять лет без права переписки: чего могут добиться через избиркомы и суды снятые кандидаты Пять лет без права переписки: чего могут добиться через избиркомы и суды снятые кандидаты

С прошлых выходных в Москве еще не было ни дня без акций протеста

Forbes
7 приложений, которые помогут путешествовать гораздо дешевле и комфортнее 7 приложений, которые помогут путешествовать гораздо дешевле и комфортнее

Билеты со скидкой, классные карты, борьба с валютой — все здесь

Playboy
Три секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой Три секрета, чтобы стать лучшими бабушкой и дедушкой

Как бабушка и дедушка вы можете обнаружить, что многие вещи вам не подвластны

Psychologies
Зуб даем! Зуб даем!

Можно ли отложить некоторые косметологические процедуры, исправив прикус?

Cosmopolitan
«Учусь разделять личное и рабочее» «Учусь разделять личное и рабочее»

Евгений Ткачук о новом фильме, собственном конном театре и семейной жизни

Добрые советы
Аристократы на подиуме: 3 модели голубых кровей Аристократы на подиуме: 3 модели голубых кровей

Троих главных персонажей перечисляет автор блога Let's Fly to Seoul

Cosmopolitan
Открыть в приложении